Михаил Собачинский. Предательство

Михаил Собачинский. Предательство

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний день нам говорит о предательстве, да не просто предательстве, а о предательстве с большой буквы. О предательстве Учителя, Наставника, Отца, Господа. Именно сегодня, как повествует Евангелие, «Один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?». [Мф. 26.14]

Давайте с Вами порассуждаем, почему Иуда предал Спасителя. Ведь он видел все, что произошло с Учителем, слышал Его проповеди, видел чудеса, которые творил Христос, но все же пошел на этот гнусный поступок. А все дело в крахе идеалов.

Весь еврейский народ верил, что придет Мессия, который станет Великим Царем «Великого Еврейского Царства», он станет во главе всей нации, изгонит проклятых узурпаторов-захватчиков римлян, покарает всех язычников, и все евреи заживут долго и счастливо. И пример этому — вход Господень в Иерусалим. Мы видим, как народ ликует, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» [Мф. 21.9]. Казалось бы вот триумф еврейской нации! Вот Он – Спаситель, который сейчас призовет легион ангелов с огненными мечами, и изгонит врага. Мечта всего народа, наконец-то сбудется.… Но этого не произошло. Иисус Христос только изгоняет торгующих из храма и проповедует. Нет ни ангелов, ни воинов, ни великого полководца. А кто виноват? Да конечно же Тот, на Кого возлагали такие надежды. И вся ненависть, которая накапливалась веками ко всему чужеземному, ко всему нечистому обрушилась на Христа. Он не оправдал надежды, не оправдал ожидания, и весь народ, который всего три дня назад ликовал, радовался и встречал Христа, через несколько дней будет кричать: «Распни, распни Его!». [Лк. 23.21]. Злость и ненависть затмила глаза старейшинам и первосвященникам еврейского народа. Ведь они, так хорошо знавшие Священное Писание, не могли не знать пророчества о страдающем Мессии. Книга псалтырь повествует: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий…» [Пс. 21.17] И таких пророчеств множество. Но не хотели верить в это люди, в их представлении мессия – могучий воин-победитель. Отсюда и крики «Распни, распни Его!», и тем самым исполнили пророчества.

Иуда Искариот был не исключением. Мы видим, как перед входом в Иерусалим, ученики Христа спорят, кто займет какое место в Царстве Господа, кто сядет по правую руку, а кто по левую. [Мф. 20.21] И это говорит о том, что и ученики представляли Царство Небесное так же как и весь еврейский народ, хотя Спаситель ни раз им говорил о Своих Страданиях, Смерти и Воскресении. И вот на пике разочарования, Иуда и идет к первосвященникам, потому что не знает, что дальше делать. Все во что верил, за чем шел, рухнуло в один миг.

А во что же верил Иуда и весь еврейский народ? В материальные ценности, в награду земную, в потребительскую жизнь: «Я тебе, ты мне». А Господь не дал им то, что они так ждали. И сегодняшнее Евангелие нам повествует не о предательстве одного человека, а о предательстве всего народа, именно того народа, который Господь тысячелетия вел через мировую историю, который как никто другой знал Бога, и верил в Него. И этот богоизбранный народ совершил предательство.

А мы ведь с вами точно так же живем. Мы живем материальными ценностями. Мы стремимся как можно больше получить в этой жизни наслаждений, богатств. Все, хотим жить красиво. А если не хватает на что-то денег, начинаем возмущаться и завидовать всем вокруг, пытаясь найти виноватого.

Мы ждем награду земную, все время причитая, за что мне такие испытания, почему так тяжело мне приходится, забывая о том, что мы христиане и испытания посылаются нам только для нашего блага и для возрастания духа.

И, конечно же, мы живем потребительской жизнью: «Я тебе, ты мне». И это самое страшное. Многие люди говорят, что дружить надо так, чтобы было выгодно друг другу. И это жизненное кредо распространяется не только на окружающих людей, но и на Бога. Я поставил свечку, заказал молебен, теперь Ты мне должен решить проблему.

А теперь давайте зададим себе вопрос: если мы рассуждаем так же, как и те люди, которые предали Христа, не стоим ли мы рядом с ними и не кричим ли: «Распни, распни Его!»? Аминь!

Проповедь магистранта I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии Михаила Собачинского, произнесенная 11 апреля 2012 г. в Иоанно-Богословском академическом храме за Литургией Преждеосвященных Даров.


Опубликовано 11.04.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter