Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Наследие святого благоверного князя Владимира

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий. Наследие святого Владимира

Во многих странах и регионах, городах и весях проходило празднование 1000-летия того дня, в который креститель Руси – святой равноапостольный великий князь Владимир – вселился в Небесные обители. Сегодня мы молитвенно отмечаем этот юбилей в Санкт-Петербургской епархии, центром которого стал Князь-Владимирский собор, отреставрированный к знаменательному событию.

Человеческая история знает фигуры поистине библейского масштаба, поступки которых определяют судьбу целых народов, влияют на временную и вечную участь миллионов людей. Один из таки великих святых — князь Владимир. Наследники исторической Руси – даже те, кто забывает об этом, – суть его духовные потомки. Стольный град его княжения – древний Киев, мать городов русских – на все времена остается их общим духовным центром, а воды Днепра – общей крещальной купелью. Языки и искусство многих народов, то, что они привнесли в сокровищницу человеческого знания и культуры, то, что составляет их славу, все, что приносит добрые плоды в каждом из них, восходит к решению равноапостольного князя обратиться к Богу и обратить к нему свой народ.

Благодаря крестителю Руси на нас исполнились слова апостола: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2: 19). Через подвиг веры святого князя Бог даровал нам и земное, и небесное Отечество. Благодаря древнему просветителю наш народ сделался сонаследником достославной цивилизации христианского Востока. Как говорил еще в XI веке митрополит Киевский Иларион: «Благодать и истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла».

Крещение дало восточнославянским племенам общую веру, общую культуру, общее самосознание и общее место в истории, превратило древнюю Русь в державу, занявшую достойное место в Европе. Ничего этого не произошло бы, останься Русь языческой – об этом говорит участь некоторых сопредельных народов, не принявших Христа и оставшихся раздробленными и разобщенными, а вскоре потерявших самостоятельность и исчезнувших с исторической сцены.

Святой князь стал идеалом благоверного, то есть имеющего благую веру во Христа, государственного мужа — милосердного и строгого, мудрого и справедливого. На многие века он дал власть имущим духовный и нравственный завет – хранить веру, знать, как много в жизни народа зависит от нее, заботиться о каждом человеке, сохранять свободу и самостоятельность Отчизны и живущих в ней, общаться с соседними народами, но не зависеть от них.

За тысячу лет, которые отделяют нас от эпохи князя Владимира, случалось разное — были и княжеские междоусобицы, и нашествия иноплеменных, и попытки построить новую, как некоторым казалось, счастливую жизнь, отвергнув веру и Церковь. Люди следовали ложным обещаниям, поклонялись бездушным идолам, заблуждались и страдали. Но всегда оставались те, кто не давал угаснуть свету, принесенному на нашу землю равноапостольным князем. А значит, всегда оставалась надежда на будущее, которое возможно только там, где мы сохраняем единство с благочестивыми предками и друг с другом.

Для Церкви святые — не просто фигуры далекого прошлого. Мы и сейчас пребываем в общении с ними, как с жителями одного града, с упованием прибегаем к их молитвенному предстательству в бедах и скорбях, встречающихся на нашем земном поприще. Сегодня в уделе святого Владимира пылает огонь междоусобной брани, гибнут люди, рушатся дома и храмы, а на теле церковном кровоточит болезненная рана раскола. Христиане претерпевают жесточайшие гонения на Ближнем Востоке, в особенности в Сирии и Ираке, где сегодня льется кровь, где тысячи людей лишились жизни, миллионы остались без крова и средств к существованию. В пору тяжелых испытаний, когда многие переживают смятение и растерянность в связи с трагическими событиями на Украине, на Ближнем Востоке, во многих других местах, мы обращаемся к святому Владимиру как к тому, кто по воле Божией может вывести народы к истине и свету – так, как он сделал это тысячу лет назад, когда, по слову митрополита Илариона, «скорчены мы были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили».

Сегодня, воспоминая Просветителя Руси, мы ищем его молитвенного заступления, чтобы Бог освободил тех, кто скорчен ложью, кто ненавидит и гонит Церковь, и обратил всех на путь жизни. Ибо земные страсти проходят, оставляя после себя горечь и разрушение, но правая вера — наследие нашей тысячелетней традиции – остается, чтобы примирять, исцелять и созидать. Нам дано великое обетование, что врата ада не одолеют Церковь (Мф 16:18). Поэтому ободримся и будем терпеливо исполнять наш долг – помогать нуждающимся, утешать страждущих, примирять враждующих, созидать жизнь людей и народов по слову Христову, возвещать милость и правду там, где люди ослеплены ненавистью и ложью.

И будем хранить как величайшее сокровище нашу православную веру, наше единство в истинной Церкви. Господь, молитвами святого князя Владимира, да поможет нам устоять в его любви, его истине, приводя Нему все новых и новых людей. С праздником!

Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия по случаю 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, обращенное к участникам Божественной литургии в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга, завершившей торжества юбилейного года в Северной столице. 


Опубликовано 27.12.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter