«Бог дал людям знание,
чтобы прославляли Его в чудных делах Его»
(Сир. 38: 6).
Человек – это вершина творения мира. Последним Бог создает человека не как нечто наихудшее и отверженное, говорит святой Григорий Нисский. Человек, после своего создания, возведен Богом на престол как царь всего тварного мира. И, видя «по образу Божию» человека, весь мир познает в лице его Бога и постигает знание о Боге-Творце, вновь учит святой Григорий Нисский.
В то же время, однако, и физический мир в совокупности своей, насколько скрывая и обнаруживая, демонстрирует величие красоты Божьей. Сам Господь призывает нас «посмотрите на полевые лилии», более того, и на красоту природы, потому что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них» (Мф. 6:28). Об этом непревзойденном величии и красоте творения, восклицал псалмопевец Давид: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103:24). Таким образом, люди и весь тварный мир, происходящий от рук Создателя, составляют в высшей степени гармоничное величие искусства и красоты. И таковым был Рай: «превосходное место с вечно цветущими растениями, наполненное светом, насыщенное благовонием», восхваляет святой Иоанн Дамаскин.
Однако, этому величию человека и мира позавидовал дьявол, источник всякого зла и [захотел] «отравить», учит святой Григорий Палама, душу человека «ядом», чтобы разрушить красоту человека и творения. И с тех пор нас преследует разрушающая сила тления и смерти. К несчастью, «нас облекает тление и соединяет со смертью», объясняет святой Кирилл Александрийский.
Это означает, что в наших мыслях и в нашей жизни, несмотря на «свободу, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1), нас преследует опасность рабства греха и его последствий. Поэтому и жизнь человека во всех ее проявлениях часто представляет собой сплав уничижения и величия. Об этом Господь наш Иисус Христос категорично произносит следующие слова: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». (Мф. 6:22-23). И эта аллегория, несомненно, относится ко всему образу жизни человека, который иногда бывает светлым, [ясным], а иногда принимает искаженные формы. Вследствие этого, в другом случае Господь говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).
Итак, чтобы повернуть «киль» (основание), по словам святого Иоанна Дамаскина, [нашего] выступления к теме, которая нас интересует, [обратим внимание, что] в точности все то же самое относится к технологиям средств массовой коммуникации. Технология в этой области совершила огромный скачок. Кроме этого, использование и мониторинг производства больших или малых экранов является общечеловеческим. И таким образом, отношение человека к средствам медийной проекции по многим различным темам приобретает огромные размеры, особенно через портативные устройства. Для всех «от мала до велика» портативный экран, в сущности, стал образом жизни.
Эти новинки и их производство, как таковое, не осуждается или даже не отвергается Церковью. Это продукт [творческой] силы личности человека, который Бог даровал человеку. Бог, как мы сказали, «дал людям знание», чтобы прославили имя Его. Однако этот возвышенный [дар] человеческого творения, который человек держит в своих руках, может становиться в одном случае, и [к сожалению] редко, благословением, а в большинстве случаев проклятием. Следовательно, главенствующая роль и смысл представляет управление и использование [этого дара] со стороны человека. Как было сказано, и это совершенно верно, что сегодня миром руководят и управляют электронные средства массовой информации, так как они имеют в распоряжении три значительных оружия: изображение, живое движение и скорость. Таким образом, их
сила в киберпространстве приобретает огромные масштабы, поскольку программы, реальные или выдуманные и срежиссированные, демонстрируются либо с целью обучения, либо и даже чаще, искажения или привлечения и извращения своих зрителей. И так как одно изображение аналогично тысячи слов, а ложь или, по словам Василия Великого, яд легко поглощается, когда преподносится с медом, [также] никто не воспринимает действенную и разрушительную энергию, которой располагают средства массовой информации (СМИ), когда руки безрассудных или развращенный умов направляют их.
Тем не менее, в руках благоразумных и верных членов Церкви, эта технология с присущей ей спецификой, может быть сильным и эффективным средством распространения как величия Бога и мира, так и спасительного и всечеловеческого дела Господа. Апостол Павел, по предположению тех, кто изучает его жизнь и путешествия, преодолел путь в большинстве случаев пешком, [расстояние] более чем тридцать тысяч километров, для того, чтобы передать людям послание Евангелия, со многими опасностями и, как он сам сообщает, огромными трудностями. Сегодня евангельское слово может свободно посредством телевизора, малых или больших экранов, охватить все уголки земли и войти в самые недоступные места и посетить каждого человека, независимо от социального положения или уровня образования.
Характерны, в данном случае, слова святого Иоанна Златоуста, который пророчески сказал: «Как смогу взять в руки мои горн, глас которого громче привычного, и как смогу взойти, если это возможно, на самую высокую вершину мира, чтобы могли услышать все, и воскликну, что Бог делает все, чтобы всех нас привести в Рай!» В наши дни, то недостижимое желание святого Иоанна Златоуста стало реальностью. Это подтверждают и слова Господа нашего Иисуса Христа, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24:14). Это означает, что обязанность нести Благую Весть людям лежит на наших плечи.
Житница нашей Церкви полна. Евангельские истины «непреложно сохраняются» в Церкви, согласно святому Епифанию Кипрскому, как нам их передал Господь и Апостолы Его. Жизнь наших мучеников, праведников и святых составляют Святое Предание Церкви. И христианская жизнь — это ответ современному миру, который находится в замешательстве. Итак, это наш долг.
Однако, в то же время «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» (Матфея 37: 38), говорит Христос.
Вот почему революция в области массовых коммуникаций на сегодняшний день является благословением и призванием для Церкви и, прежде всего, для ее делателей, для всех нас, чтобы прославить, а не хулить имя Господне.