Н. Аринушкин. Жизнь, победившая смерть.

Н. Аринушкин. Жизнь, победившая смерть.

Это доказательство — беспримерный по своим масштабам и характеру подвиг мучеников, на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства отдававших и продолжающих отдавать свои жизни за верность учению Христа, тем самым свидетельствуя о непреложной, абсолютной истине, обретенной ими веры.

Действительно, подвиг христианских мучеников не имеет аналогов ни в одной религии. Ни одна другая религия не была так гонима и преследуема как христианство. Причем интересно отметить тот факт, что само рождение новой религии происходило в условиях гонений на него. Об этом сообщают самые ранние источники истории христианской церкви — апостольские послания. Начавшиеся в первой половине 1 века гонения с перерывами продолжались вплоть до начала 4 века, когда вся Римская империя во главе с императором Константином приняла христианство как государственную религию. Совершенно справедливо можно отметить, что христианство возрастало, распространялось и укреплялось в период жесточайших гонений на него.

Что же заставляло этих людей жертвовать своей жизнью ради Христа? Среди них не все были нищими или рабами, отчаявшимися обрести на счастье на земли. Среди христиан мучеников всех времен было много богатых, знатных и образованных людей, таких как Иустин Философ, прекрасно изучивший греческую философию, Екатерина Александрийская, дочь правителя одной из богатейших провинций Римской империи, молодой военачальник Георгий и многие другие.  Почему же они, отказавшись от счастливой и благополучной жизни, предпочитали умереть мучительной смертью, но не отречься от своей веры? В чем смысл такой смерти? И почему притесняемое и гонимое христианство только укреплялось и распространялось, в конечном итоге победив своих противников?

Н. Аринушкин. Жизнь, победившая смерть.

Почему эти люди, не задумываясь, пошли на мучительную смерть? Этот вопрос на который очень затрудняются ответить неверующие люди, или отвечают очень просто, объясняя религиозным фанатизмом. Но среди христиан было мало таких, которые только и стремились к тому, чтобы расстаться с жизнью, многие из них страшились смерти, но та открывшаяся им истина уже стала для них реальностью. Их вера, по словам апостола Павла, стала для них знанием. Они ощутили ее. Как человек, который после долгого странствия, увидев на горизонте очертания родного дома изо всех сил стремиться к нему, не обращая внимания на тяжесть оставшегося пути, и он точно знает, что, преодолев их, он достигнет желанной цели. Подобным образом, перед лицом смерти явно видели достижение смысла своей земной жизни христианские мученики. Поэтому они не могли отказаться от веры, той веры, которая уже стала для них реальностью. То, что мы принимаем на веру, в миг открылось для них с такой ясностью и очевидностью что они не смогли уже даже под страхом смерти отказаться от этого света Истины променяв его на серость тленного земного бытия с его преходящими ценностями. Вечная жизнь уже стала для них реальностью, переживанием, в котором они уже не могли сомневаться. Это непередаваемо никаким человеческим языком, никакими формулами, это то что человек может лично пережить от встречи с Самим Богом. И часто именно поэтому мы не можем понять верующих людей, потому что они пережили сердцем, душой ту светлую реальность встречи с Абсолютным Бытием. И этого не могли понять язычники, уже давно потерявшие веру в своих богов. Находясь в горьком тупике скептицизма, не видя перед собой ничего и не веря ни во что, кроме земного существования, обессмысливаемого смертью, они не могли понять, что Истина есть, что можно пережить встречу с ней, и что пережив эту встречу, уже невозможно отказаться от нее никогда, даже формально. Потому что  сокрытая под маской лжи она уже не может быть истиной.

Но это не религиозный фанатизм. Фанатики-смертники ищут смерти, она для них единственный смысл их существования, вернее жизнь становится для них бессмыслицей, но среди христиан были очень редки случаи, когда они специально шли на смерть, искали ее… Для христианина земная жизнь никогда не была бессмыслицей. Христиане, так же как и все люди, хотели жить, творить дела милосердия, проповедовать истину среди своих соотечественников, но их вынуждали отречься от этой истины и они не могли сделать это. Поэтому шли на смерть, но без ропота и ненависти, свойственной фанатизму, а твердо веря, что их подвиг послужит проповеди Истины, что воодушевленные их бесстрашием окружающие люди также будут стремиться узнать ту религию, которая дает человеку столько сил и решимости следовать ей, что его перестают пугать самое ужасное, что есть в этом мире — смерть.

Подвиг мучеников — подвиг любви, победившей страх и сомнения, потому что  тот кто любит — не может бояться, тот кто боится не может любить. Это любовь к Богу и истине, потому что истина и жизнь в Боге. Это любовь и к нам, потому что благодаря их подвигу мы имеем живое свидетельство об истине. Другое дело: хотим ли мы найти ее или нет. Пример нам дан, дело за нами последуем ли мы ему? Будем ли стремиться к поиску истины, истинного смысла жизни, или ограничимся земным существованием, которое рано или поздно прекратиться и все наши усилия, направленные на его обустройство и поддержание окажутся бессмысленными, как и вся прожитая жизнь?

Рассуждая о подвиге мучеников, хочется коснуться еще одного вопроса, ответ на который человечество ищет все время своего существования. Это вопрос о торжестве смерти, страхе перед смертью и желанием победить смерть. Человеку свойственно боятся смерти, ему свойственно желание победить ее во что бы то ни стало, остаться в вечности. И это понятно, понятно потому, что смерть не естественна для человека, иначе к отчего же этот необъяснимый страх смерти? Нет, не страданий связанных с ней, а именно смерти? Почему мы так переживаем смерть дорогих, близких нам людей, вообще картину любой смерти? Очевидно, что это было бы иначе, если признать смерть естественным и полным окончанием бытия. Но это не так. Смерть неестественна для человека, она — следствие внесенной в красоту мироздания дисгармонии. Внесенной актом свободной воли, потому что только свободная воля способна начинать новый отличный от других причинно-следственный ряд. Но сейчас речь о том,  что человек в своем земном существовании всеми силами пытается исправить эту ошибку, эту дисгармонию — то поисками магического эликсира бессмертия, то напряженными научными исследованиями в области медицины. Иные же, отчаявшись в попытках стяжать личное бессмертие, заявляют, что жизнь человека продолжается в памяти о нем, о его великих заслугах, в его великих творениях. На многочисленных монументах, памятниках мы можем прочесть надписи о том, что имена тех, в чью честь воздвигнуты эти монументы будет вечно сохраняться в сердцах их потомках, на страницах человеческой истории. Величественные каменные изваяния как бы увековечили имена их строителей. Зажженные в память героев светильники носят названия вечного огня… но насколько он вечен? Насколько прочна память потомков? Насколько они нуждаются в этой памяти? Насколько прочным окажется камень изваяний? История свидетельствует, что и эти попытки увековечить свои имена для человечества заканчивались одним — вечным забвением. Нам кажется, что память героев вечна, но, не так ли думали люди и несколько тысяч лет назад? Где теперь память о них, о великих воинах, славных героях Великой Ассирийской империи, Критского царства, Древнего Египта? Кто вспоминает об их заслугах, помнит их имена, если даже не сохранились сами эти государства? Разве думали герои войн, которые вела Российская империя, что их имена будут оболганы, поруганы и забыты? Постепенно вместе с угасающим старым коммунистическим народным сознанием уходят в прошлое и герои, строившие светлое будущее… Многие ли сейчас помнят о подвиге Александра Матросова, например? Из книг истории? Но это знание часто бывает навязываемым, человек не всегда сам стремиться к нему, а следовательно, оно не имеет для него серьезной значимости. А значит оно не вечно… придут другие герои, старые навсегда уйдут в прошлое вместе со сменой поколений, но что же, тогда выходит, что все это было зря и смерть непобедима?

И здесь пример мучеников за Христа являет нам пример подлинной, абсолютной победы над смертью. Их вечный памятник на земле, место, где записаны и свято почитаются их имена. Это Великая непобедимая Христианская Церковь, через два тысячелетия, вопреки здравому смыслу прошедшая огромное количество кровавых гонений, притеснений, пережившая гибель миллионов своих сынов, но не только не пошатнувшаяся, но после каждого гонения, словно птица Феникс, с еще большей славой и честью восстававшая из развалин и пепла. И эта земная церковь, с ее неистощимой жизненной силой, есть живое свидетельство, что тяжелый подвиг мучеников за Христа, та мучительная смерть, на которую они обрекли себя, исповедую обретенную истину,  все это было не зря, начатое ими их дело не погибнет. А для нас это видимый образ бессмертия, свидетельство того, что они, мученики за Христа действительно обрели подлинную вечную жизнь, жизнь, навсегда победившую смерть…


Опубликовано 28.03.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter