Существует прекрасная традиция, распространенная повсеместно и укоренившаяся во времени – путешествие к святым местам. С древних эпох и до наших дней люди посещают места, где родились, подвизались, совершали чудеса, упокоились или просто являлись святые.
Во все времена сохранялась важность паломничества к мощам святых, чудотворным иконам и для благочестивых паломников, и для почитателей византийского искусства.
Остров Кипр. Раннее распространение христианства на этом греческом острове объясняется и его географической близостью к сиро-палестинскому побережью, и его историей, связанной с библейскими событиями. Здесь можно вспомнить и бегство христиан из Святой Земли, многие из которых родились на Кипре и принесли новую веру на родину, и пребывание на Кипре апостола Павла, и уроженца Кипра апостола Варнаву.
Около девяноста древнехристианских базилик с восхитительными мозаичными полами, с разноцветным мраморным мозаичным декором, мраморными резными украшениями и настенными сюжетами свидетельствуют о том, как быстро и глубоко христианство пустило свои корни на острове.
В ходе обзорной экскурсии можно услышать интересное Предание, согласно которому Матерь Божия, следуя на Святую Гору Афон, гостила у друга своего Предвечного Сына – Лазаря. Лазарь был первым епископом Китиона – современной Ларнаки. Другое Предание гласит, что во время своего пребывания на острове Пресвятая Дева побывала в горах, где стоит сегодня Киккская обитель, и сосны тогда склоняли пред Ней свои гордые вершины. Поэтому и сегодня в Троодосе они имеют такую причудливую форму. В Свято-Киккском монастыре паломники могут помолиться пред образом Божией Матери. Как утверждает церковное Предание, икона входит в число трех ликов, созданных апостолом Лукой еще при жизни Пренепорочной Владычицы.
На Кипре сохранились иконы константинопольского письма, попавшие сюда в период иконоборчества. В селении Кити близ Ларнаки находится каменный храм в честь Панагии Ангелоктисты — Всесвятой Богородицы Ангелозданной. В алтарной конхе храма находится мозаичное изображение Божией Матери. Этот образ Пресвятой Богородицы имеет важное значение для всего православного мира, так как он создан еще до начала иконоборчества.
Монастырь Махера поражает богатством убранства. Основание важнейших монастырей Кипра, таких как Махера, Хрисорроятрисса и Панагии Великого Агроса связано с чудесным обретением икон Матери Божией. Невозможно перечислить все иконы, которые оберегают и почитают в монастырях и приходах Кипра. Ко всем образам можно с благоговением прикложиться, поскольку известно, что привычка верующих целовать иконы связана с почитание изображенных на них святых и является способом выражения такого почтительного отношения, способом духовного общения с сонмом святых, проявлением любви к ним.
Прекрасные экспонаты древнегреческого искусства высокой художественной ценности можно увидеть в музее Свято-Киккской обители. Интересно, что музей является действующей ризницей, где находится церковная утварь, иконы, богослужебные предметы, облачение, шитье, рукописи – живые участники литургической жизни и истории монастыря. В музее Киккоса выставлены предметы церковного обихода, стоимость которых невозможно определить. Они – плод усердных трудов и духовной щедрости монахов, результат победы над разрушением, небытием, гибелью. Это работы имеют особый смысл, свое прошлое, свою историю. В этом музее можно оказаться в той атмосфере благочестия, которая одухотворяет жизнь монастыря и Церкви в целом.
Музей монастыря святого Неофита-затворника – настоящая сокровищница предметов церковного искусства XII-XIX вв. Особо привлекают внимание шедевры фресковой живописи в скиту, созданные еще в конце XII-начале XIII века. Фрески отличают тонкость линий, мягкие, почти пастельные цвета. Удивляет искусная тщательность, с которой переданы выражения лиц. Позы фигур изображенных святых исполнены духовного благородства и величия. При почти полном отсутствии объема и глубины, при схематичности, с анатомической точки зрения, человеческих фигур поражает эффект присутствия.
Жемчужиной иконописного искусства является монастырь св. Пантелеимона. Здесь действует иконописная мастерская, которую возглавляет игумен Симеон. Художественное богатство икон непосредственно связано с глубоким уважением к природе и творению. В них содержится наглядный ответ на извечный вопрос, почему все лучшие творения созидаются вручную.
Особой обителью является монастырь святителя Николая на мысе Кошачьем. Как повествует Предание, святая равноапостольная Елена, возвращаясь в Европу после обретения Честного и Животворящего Креста Господнего, проезжала данную территорию Кипра. Она узнала, что изобилие змей докучает аборигенам и делает местность непригодной для жилья. Императрица приказала привезти пару тысяч египетских котов для борьбы с гадами. Сегодня в монастыре живет более сотни котов.
Кипрские монашеские обители, и мужские — Киккос, Ставровуни, Махера, cв. Неофита, и женские — cв. Ираклия, Божией Матери Амасгу, св. Пантелеимона, являются местом священнодейства и встречи с божественным началом, посещение их служит укреплению духа.
Среди стран, где до наших дней уцелели свидетельства византийской культуры, Кипр, с его непревзойденными византийскими памятниками, выделяется особо. Как нигде в другом месте на Кипре эти памятники многочисленны и имеют высочайшее художественное достоинство. Знакомство с византийскими сокровищами Кипра запомнится паломникам красочной картиной эволюции византийского искусства.
Текст: Наталья Калашник