Сегодняшнее евангельское чтение от апостола Иоанна Богослова, дорогие отцы, братия и сестры переносит нас в Иерусалим накануне великого события в жизни не только богоизбранного народа, человечества.
Мессия, которого так долго ждал Израиль входит в город Мира. Именно в этот день Его ожидают как Царя и Избавителя, от Него ждут и на Него возлагают надежды. «Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, любящие Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде…». Именно этими словами можно выразить то настроение жителей Иерусалима, которое царило в нем перед вхождением в него Христа. Ведь накануне Иисус из Назарета воскресил Лазаря, совершив великое чудо и явив свою божественную силу.
Но чего же ждут от Иисуса из Назарета? После великого чуда воскресения Лазаря надежда с новой силой воспрянула в сердцах израильского народа – вот Тот, кто станет освободителем от ненавистного римского ига, Тот кто дарует свободу народу Израиля и преклонит перед ними весь мир. Они встречали Его как Царя, великого пророка, Мессию, которого они так долго ждали. Удивительно, но в этот момент не только жители Иерусалима, но даже ближайшие ученики Спасителя воспринимали Его как Царя земного и те почести и слава, с которыми их Божественного Учителя встречали жители Святого Града, только укрепляли эти мысли. Лишь один Человек в этот день смотрел на все происходящее в Иерусалиме, с печалью в сердце – это был сам Господь. Это был Тот, Которого восторженно приветствовали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин 12:12).
Евангелист Лука повествует о том, что приблизившись к городу и взирая на приветствующий Его народ, Иисус со слезами сказал, обращаясь к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк 19:42). И действительно, никто не мог подумать в этот день, что не пройдет и недели, как Мессию, которого так ждал народ Израиля, распнут на Кресте, и те люди, которые восторженно взвывали «осанна», будут в исступлении кричать «распни Его». Почему же в сердцах происходит такая резкая перемена? Что могло послужить поводом для этого немыслимого контраста?
Израиль ждал Мессию, который сбросил бы оккупационный римский режим, а впоследствии преклонил перед еврейским народом весь мир. Но не для этого пришел в мир Господь.
Когда римский наместник Понтий Пилат спросит у Божественно Учителя Царь ли Он Иудейский, Христос ответит ему: «Царство мое не от мира сего» (Ин 18:36). Непонимание Спасителя, а затем и разочарование, послужило поводом для ненависти к Иисусу из Назарета, возбуждаемой среди народа израильскими вождями. И здесь хочется привести пример для более ясного понимания произошедшего.
Когда Господь входил в город, люди, встречая Его с пальмовыми ветвями, стелили свои одежды в знак почета и уважения, принося их в жертву Мессии – вряд ли они могли быть пригодны после того, как по ним прошла многотысячная толпа. И тот факт, что не только надежды, возлагаемые на Иисуса, не оправдались, но и жертва оказалась напрасной, вызывал еще большую ненависть к Божественному Учителю.
К сожалению, бывает подобное и в нашей жизни. Возлагая свои надежды на Бога, ожидая того, что хочется нам, мы порой не получаем просимого и после этого разочаровываемся в Божественном Промысле о нас. Причиной же является его неправильное нами понимание и, как следствие, – недоверие Богу. Действительно, кто из народа израильского, взирая на распинаемого Христа, еще мог ожидать от Него помощи? Кто мог представить, что распинаемый Христос, Сын Божий, пришел спасти не от римского ига, а от проклятия греха и смерти? Кто из приходящих ко Кресту иудеев был готов довериться висящему на древе позора? Даже здесь, они просили сотворить чудо, дабы вновь поверить в Него.
Сколько чудес сотворил за свою земную жизнь Господь! Он воскрешает Лазаря, Иерусалим Его торжественно встречает, но проходит чуть менее недели и уже о Божественном Учителе, висящем на Кресте говорят «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со Креста, и уверуем в Него» (Мф 27:42).
Такое происходит порой и с нами. Ведь если мы внимательно рассмотрим нашу жизнь, то обнаружим, как часто Господь являет нам свои милости и укрепляет нас. Удивительно и то, что в тот момент, когда это происходит, мы ощущаем это и с радостью благодарим Творца. Но проходит немного времени и в сложной ситуации, мы вновь начинаем сомневаться, а порой отчаиваться и роптать, требуя от Спасителя помощи, в том виде, в котором ее видим мы. Таким образом, мы не только теряем веру, но и перестаем доверять Богу, уподобляясь жителям Иерусалима.
Дорогие отцы, братия и сестры! В минуты сомнения и недоверия к Богу, будем стараться находить в себе силы довериться Ему, вспоминая евангельское событие, когда Господь поведал своим ученикам о Таинстве Евхаристии и необходимости причащаться Его Телом и Кровью. Многие слышавшие эти слова, не поняв их, усомнились в Божественном Учителе, и некоторые из учеников даже отступили от Него. «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» (Ин 5:67-69).
Проповедь аспиранта чтеца Константина Джусоева, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в Неделю Ваий 5 апреля 2015 года.