Большинство Евангельских и апостольских чтений имеют глубокое по смыслу содержание. Иногда отрывок, включает в себя одну серьезную мысль, иногда же, несмотря на небольшое количество стихов, может содержать в себе достаточно много тем для размышлений. Пример – сегодняшнее апостольское чтение – отрывок из послания апостола Павла ко Евреям (зач. 333;12:28-13:8).
Здесь, мы можем видеть и тему богодухновенности христианской веры, с принятием которой каждый из нас принимает от Бога благодать, которой мы преодолеваем трудности, встречающиеся на нашем пути, и приходим к нашей конечной цели – обожению.
Здесь и ценность братской любви, проявляющая себя в глубоком уважении и почтении к ближнему. Примером для всех нас может послужить гостеприимство Авраама, отмеченное в данном отрывке. Он, не ожидая никакого вознаграждения, по открытой своей любви принял в дом Ангелов, о которых в одном из толкований говорится как о Святой Троице.
Здесь у апостола мы видим размышления и о чистоте брака, о наказании, которое ждет тех, кто не сохраняет супружескую верность.
Но так как сегодняшний день посвящен воскрешению Лазаря, актуально будет обратить наше внимание на следующие стихи: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Для нас, православных христиан, главным наставником является Господь наш Иисус Христос, пришедший спасти нас от греха, проклятия и смерти. Сегодняшнее чудо, явленное Господом на примере воскрешения праведного Лазаря, служило окружающем Его ученикам и ученицам в лице сестер Лазаря Марфы и Марии, укреплением в вере в предстоящих им испытаниях, и вере, что их Учитель не просто праведный пророк или обычный учитель Закона Божия, но Тот, о Ком возглашали пророки и Писание. Прежде чем переходить к более подробному осмыслению данной темы, несколько слов стоит сказать о самом понимании и значении наставничества в православном мире.
Наставничество существовало и в дохристианские, и в христианские времена. Человек не может быть без руководителя, поэтому в школе всегда будут учителя, а в семье – родители. В человеческом обществе всегда существовало учительство и наставничество, также оно появилось и в Православной Церкви.
С первых веков христианства апостолы наставляли своих последователей, учили, давали определенные советы и объясняли суть учения Христова. Со временем появился институт духовничества. Считается, что он оформился на рубеже III–IV веков, в период возникновения особого вида христианского жительства – монашества. Монахи подвизались и вели суровый аскетический образ жизни, который требовал не только внешнего, но и внутреннего глубокого подвига – исследования совести, трезвения и внимания в молитве. Братия открывала свои сердца, помыслы священнослужителям или старцам из числа монахов, получая утешение, ободрение и наставления.
Иногда можно услышать вопрос: «Зачем христианину нужен духовник-наставник?» Из Священного Писания и из личного опыта мы знаем, что человек не может руководствоваться только собственными знаниями. Он обязательно должен обращаться за советом к более опытным христианам, точно так же, как дети должны обращаться к родителям за советом, получать некоторое вразумление, в том числе и наказание. В современном обществе слово «наказание» вызывает неприязнь, потому что его воспринимают как некое давление со стороны начальства, родителей или еще кого-то, а в церковнославянском языке оно происходит от слова «наказ», что означает поучение, побуждение человека к исправлению, выполнению определенных заданий. Без наставника и доверия к нему в принципе нельзя ничему научиться. Если хочешь обладать хорошей профессией, стать специалистом, то нужно идти в школу, в университет и перенимать опыт у профессоров. В христианстве, которое есть наука из наук, действует тот же принцип. Каждый будущий священнослужитель по роду его служения становится на путь наставничества, духовного руководителя. Примером же перед собой он имеет образец, доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин 10:11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.
Но говорить о наставничестве можно как в широком смысле, так в и более узком смысле. В широком смысле под наставничеством, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста и как нами уже было упомянуто выше, понимаются духовные наставники – священнослужители, поставленные по образу Христа Господа нашего, быть совершителями таинства Евхаристии и служить проводниками между Богом и человеком.
В узком же смысле к наставничеству, как проповеди о Христе, призван каждый из нас. Эта проповедь, прежде всего, осуществляется примером благочестивой жизни, искренне соответствующей проповеди Христа. Примером к данным словам служит, тот же праведный Лазарь, в честь которого носит название сегодняшняя суббота. В Евангелии от Иоанна (в 12-ой главе) апостол говорит, что Лазаря хотели убить только за то, что своей новой жизнью, то есть, воскресением, он укреплял веру во многих людях.
Прошло две тысячи лет, и ничего не изменилось. Смерть двадцати одного коптского христианина в Ливии служит этому подтверждением. Разве пример такой самоотверженной веры не является наставничеством? Их наставничество заключается в свидетельстве, что Христос жив, и для того чтобы быть с Ним, христианин должен быть готов не только красиво говорить с амвона или на рабочем месте, но быть готовым, в любой момент, если понадобиться, пожертвовать земным бытием, чтобы приобрести новую жизнь во Христе в Горнем Иерусалиме.
Проповедь магистранта II курса библейско-богословского отделения чтеца Евгения Шаповалова, произнесенная за Божественной литургией в академическом в храме Двенадцати апостолов в Лазареву субботу 4 апреля 2015 года.