Помощь ближнему — это не обязанность христианина, это показатель — христианин ты или нет. Верующий не только обложен обязанностью совершать дела милосердия и любви. Он станет истинным христианином только тогда, когда это служение будет неотъемлемой частью его. Когда в этом он будет находить радость, когда счастье ближнего станет его счастьем.
Для развития социального служения в православной среде необходимо, чтобы каждый верующий видел свою обязанность заниматься делами милосердия. Ни один христианин не может быть по-настоящему членом тела Христова и спастись, не поучаствовав в жизни ближнего.
В Священном Писании Ветхого и Нового Завета есть множество наставлений верным о необходимости участвовать в жизни и несчастиях других людей. И как это следует делать. Из этих отрывков можно вывести следующие принципы милосердия:
1. Милостыня должна быть тайная, не ради славы среди людей — «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» (Мф. 6, 1-4).
Христианин не обязан прятаться, помогая другому, но главное — не помогать ради людской славы. Не должен провозглашать о своем добром деле перед остальными.
Благотворитель только тогда угоден Богу, когда совершает дело милосердия от чистого сердца, добровольно, не ради корысти, или славы. Об этом говорится в послании апостола Павла к коринфянам: «Каждый, уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7-15).
2. Размер милостыни определяется не величиной поданного, а мотивацией благотворителя и актуальностью поданного. В повествовании о двух лептах вдовице показан принцип о размере милостыни (Мк. 12, 41-44), а в притче о страшнем суде говорится об актуальности: жаждущему нужна вода, голодному — еда,странникам — приют и прочее (Мф. 25, 31-46).
Христианин не может сказать, что он бедный и не может заниматься благотворительностью. Каждый человек имеет что-то, чем может поделиться с ближним. Главное, что есть у каждого — это способность любить. Возлюбить тех, кто рядом с нами — является главной заповедью Иисуса Христа.
3. Милостыню необходимо подавать всем нуждающимся. Нет более достойных милостыни или менее. Все нуждающиеся имеют право получить от христианина помощь. Об этом в Ветхом Завете сказано в поучении Товита своему сыну: «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лицо Божие» (Тов. 4, 8). А в новом завете данную мысль подтверждает известная притча о добром самарянине. (Лк. 10, 25-37). И даже врагам своим, находящимся в нужде, необходимо благотворить: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою…» (Притч. 25, 21-22).
4. Христианин не может достичь желаемого спасения, если не будет совершать дела милосердия. Самым ярким доказательством такого положения является притча о страшном суде, где Господь делит всех людей на тех, кто благотворил своим ближним, нуждающимся, и тех, кто этого не делал. Так же и в Ветхом Завете Соломон говорит: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это». (Притч. 3, 27-28). А в другом месте прямо называет бездействие в отношении нуждающихся грехом: «Кто, презирает ближняго своего, тот грешит, кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч. 14, 21).
5. Неисполняющий заповеди о благотворительности будет наказан от Господа. Соломон предупреждает: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч. 21, 13).
6. И наоборот — исполняющий заповедь о милосердии приобретает всяческое благословение и воздаяние от Бога. Милостыня и благотворительность благословляется Богом: «Блаженнее давать нежели принимать» (Деян. 20, 35).
И еще сказано: «Не забывайте также благотворения и общительность, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13, 16). Так же и в Ветхом Завете написано: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40, 2-3). И ещё: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч 19,17). Милостыня в ветхозаветном учении очищает от грехов: «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Сир. 3, 31).
7. Получающие благотворительность тоже должны следить за собой, не эксплуатировать напрасно тех, кто им благотворит. Нет необходимости, чтобы благотворитель помогал из последних сил, но столько, сколько может. Об этом говорит апостол Павел: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 13-15).
Много еще указаний можно найти в Библии о благотворительности, но очень важно, чтобы каждый верующий осознавал, что благотворительность и милосердие — это не те добродетели, которые можно исполнять, а можно не исполнять. Милосердие теснейшим образом связанно с христианским учением. Можно сказать, тот, кто не благотворит, тот, кто не обращает внимания на страдания ближних, не пытается помочь ближнему, тот и не христианин.
Митрополит Антоний Сурожский в проповеди о молитве говорит, что молитва о попавших в беду, без помощи с нашей стороны похожа на то, что мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, я заметил много неладного в том мире, который Ты создал, а Ты как будто не обращаешь на это никакого внимания; взгляни, Господи, — в Индии голод, в Персии землетрясение; происходит революция, страдание, страх, насилие, жестокость: что Ты со всем этим делаешь?» [1].
Христианин не может только молиться за ближних, как не может и оставить молитву и полностью заниматься социальными проблемами. Во всём должна быть гармония и разум.
Также нужно понимать, что любовь — это первое, что необходимо каждому человеку, и каждый может поделиться любовью с ближним. Для этого требуется только быть способным любить и сопереживать. «Радуйтесь с теми, кто радуется; печальтесь с теми, кто печалится» (Рим. 12,15).
Верующий не только обложен обязанностью совершать дела милосердия и любви. Он станет истинным христианином только тогда, когда это служение будет неотъемлемой частью его. Когда в этом он будет находить радость, когда счастье ближнего станет его счастьем.
Помощь ближнему — это не обязанность христианина, это показатель — христианин ты или нет.
[1] Митр. Антоний Сурожский. Может ли верить и молиться современный человек. Изд-во «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». 2012. С. 33.