Сегодня мы совершаем праздничную службу в честь трех великих святителей и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. У каждого из этих святых есть отдельные дни памяти. Но сегодня мы вспоминаем их вместе, и это не случайно.
История данного праздника восходит к одиннадцатому веку, когда между верующими шли горячие споры о том, кто из трех святых более других угодил Богу. Но святители, которые всю свою жизнь положили на установление мира в Церкви, сами поставили предел этому разделению. Они явились благочестивому митрополиту Евхаитскому Иоанну и повелели сообщить народу, что они все трое равны пред Богом. В знак этого явления и в знак окончания споров в 1084 году был установлен единый праздник трех вселенских святителей.
Братья и сестры, эта история напоминает нам о серьёзной болезни всего человечества. Это болезнь разделения, вражды, всевозможных споров. Мы называем подобное болезнью не случайно. Болезнь — это ненормальное, неправильное состояние либо нашего тела, либо души. Во время болезни что-то в нас происходит не так, как должно быть. Нет никакого сомнения, что разобщенность, стремление отдалиться, обособиться от своих ближних, а тем более враждовать с ними — не нормально. Это ошибочное и даже разрушительное стремление. Порой мы сами не отдаем себе в этом отчета, но так и есть. Стоит всего лишь увидеть эту болезнь, доведенную до своего абсолютного логического конца, и все становится ясно. Представим мир, где все люди живут отдельно друг от друга, где каждый думает и заботится только о себе и каждый подчиняется только своей собственной воле. Воистину это картина последних времен. Картина страшная, и мы понимаем, что такой мир не нужен никому. Тем более нам, христианам. Ведь одна из главных целей нашей жизни — это единство. Единство друг с другом и с Богом.
Но, к великому сожалению, разделения и споры будут всегда. В этом временном мире мы можем только немного приблизиться к идеалу единства. Мы можем только учиться относиться к ближним так же, как к себе. Но возникает вопрос, если абсолютного единства в этом мире не достичь, что же нам делать? И ответ находится в трудах и подвигах трех святителей, вспоминаемых нами сегодня. Мы знаем историю их жизни: из хороших семей, с блестящим образованием и непревзойденными талантами. Каждый из них мог быть среди первых людей империи. Они могли позаботиться о себе, сделать карьеру, заработать состояние, снискать славу. Но они все отвергли ради любви к Богу и людям. Они забыли себя, вели строгую аскетическую жизнь, все свои силы и таланты направляли на борьбу с ересями, на сохранение чистоты Православной веры и на установления мира в Церкви. Познакомившись с их жизнью и трудами, мы начинаем понимать, что единство не было абсолютной целью для святителей. Нет, они очень ясно понимали, что простого объединения христиан мало, что ни один союз верующих не устоит, если он не будет основан на истинном почитании Бога, на правильном исповедании Святой Троицы. Поэтому святые не боялись бороться с еретиками, когда те пытались это исповедание исказить. В то же время они не ставили дополнительные преграды на пути соединения христиан. Василий Великий в одном из своих писем говорит, что «Искренно и истинно работающим для Господа надо о том только прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные». Этими словами святитель обращается к пресвитерам Церкви, чтобы они практически самой главной целью своего служения ставили вопрос о примирении верующих между собой. И с помощью Божьей святителям удалось сохранить многих и ослабить лавину разделений в Церкви.
Вселенские учителя являют нам образ единения. В стихирах сегодняшней службы есть множество сравнений трех святителей со Святой Троицей, потому что они воплотили в своей жизни Божественное единство насколько это возможно для человека. Они отдали всю свою жизнь до конца на служение Богу и людям. Вот настоящее лекарство от нашей болезни. Болезни, которая и сегодня присутствует в Церкви. Как много маловажных вопросов разделяют православных. Вопросы, которые часто далеко стоят от самого главного для нас – спасения наших душ. Споры о церковном календаре, о богослужебном языке и о многом другом, конечно, важны, но они никогда не будут стоить единства. Единства, за которое так тяжело боролись воспоминаемые сегодня святители, и не только они. Единство, за которое молился сам Господь наш Иисус Христос словами:
«Да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, так и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21). Этого единства хочет Бог, этого хотели святые отцы и учителя Церкви.
Это то лекарство, которое они нам дали — отделять главное от второстепенного и всеми силами противостоять разделению. Ведь если мы, верующие в Единого Бога в Троице прославляемого, будем враждовать и отворачиваться друг от друга, тем более по пустякам, то чего нам ожидать от внешних, от людей мира сего.
Сейчас нам особенно следует задуматься, какие у нас приоритеты, что мы ставим превыше всего в нашей вере?. Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст говорят нам, что во главу веры надо ставить Бога и правильное исповедание Святой Троицы. И если мы не хотим раздирать Тела Христово, то да будет и у нас с вами «в главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь» (авторство приписывается блаженному Августину). Аминь.
// Проповедь магистранта I курса академии Николая Амбарцумова, произнесенная в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на всенощном бдении 11 февраля 2012 года