В настоящей статье предпринята попытка анализа ряда статей по библейскому богословию, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и в журнале «Богословские труды» в период с 1946 по 1991 год. Обнаружилось, что в указанный период в журналах было опубликовано весьма значительное количество таких статей. Поэтому, в связи с характером настоящей работы, предмет исследования был искусственно ограничен сравнительно небольшой (от 8 до 35) выборкой.
Статьи, включенные в выборку, в свою очередь, были сгруппированы в блоки: личности Нового Завета, темы библейского богословия и события Нового Завета. Наиболее объемным получился блок личностей — 35 статей. В настоящей работе в этом блоке рассматриваются лишь несколько наиболее характерных статей, принадлежащих перу известных церковных авторов (архиепископ Михаил (Мудьюгин), протоиерей Михаил Сперанский, священник Александр Мень). Блок, посвященный событиям, включает в себя 9 статей и также подробно не рассматривается, за исключением нескольких публикаций. Более подробно в статье рассматривается блок (8 статей), посвященный темам библейского богословия.
Личности Нового Завета
Из тридцати пяти статей, составляющих блок, посвященный личностям, рассмотрим подробнее три публикации церковных авторов, оста- вивших значительный след в истории Русской Церкви второй половины ХХ века.
Статья архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) «Вера в богословии святого апостола Павла» (текст выступления владыки Михаила на встрече профессоров и преподавателей МДА с делегацией Совета Евангелической Церкви в Германии 15 июня 1982 года) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 12 за 1982 год. Статью отличает строго логическое изложение материала, что является характерной особенностью как письменного стиля, так и публичных выступлений архиепископа Михаила[1] . В статье используются методы экзегетики: приводя слова апостола Павла (Кор. 11: 31-32), автор заключает: «для каждого из нас открыт путь самоотчуждения, то есть покаяния»[2]. В заключении делается вывод, что «оправдание и спасение совершаются через веру»[3].
Статья профессора-протоиерея Михаила Сперанского «Первоверховные апостолы Петр и Павел (К 1900-летию со времени мученической кончины)»[4], опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 7 за 1967 год. Статья содержит значительное количество элементов экзегезы и является научно-популярной. Автор проводит детальное рассмотрение личности и деятельности апостолов Петра и Павла. Рассматривая событие обращения Савла, автор отмечает, что «все попытки подвести естественно-психологическую базу для объяснения не выдерживают критики»[5]. Следует отметить использование автором в качестве одного из источников статьи Н. Н. Глубоковского из журнала «Христианское чтение» № 1-2 за 1896 год[6].
Статья священника Александра Меня «Святой апостол Лука как дееписатель Церкви»[7] опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 12 за 1963 год. Автор выражает несогласие с точкой зрения, рассматривающей творения апостола Луки как чисто исторические, считает «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» историко-дидактическими, поскольку их основная цель «дать «твердое основание» христианского учения (Лк. 1:4) через описание жизни и проповеди Господа Иисуса Христа и трудов Его апостолов»[8]. Также отмечается, что творениям ап. Луки свойственен «Павлов универсализм»: «участие язычников в Царствии Божием»[9], ведение родословия «от начала человеческого рода»[10].
Следует отметить, что статьи более раннего периода (40-е — 50-е гг.), принадлежащие таким авторам, как прот. С. Савинский, Н. Попов, прот. Н. Харьюзов, носят в целом подчеркнуто описательный характер, содержат авторские комментарии к библейским текстам, однако не являются строго научными.
Темы библейского богословия
Статьи митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) «Любовь по учению Нового Завета»11 (1956 г.), священника Г. Бежгу «Дружба по Священному Писанию»[12] (1957 г.), священника Михаила Мудьюгина «Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете»[13] (1964 г.) в целом носят описательный, литературный характер, при этом содержат элементы научного рассуждения: авторский комментарий, толкования и многочисленные цитаты Священного Писания. Возможно, такая форма изложения материала в те годы выбиралась авторами не случайно, поскольку позволяла донести свою мысль до читателя в наиболее доступной форме.
Статья священника Петра Трохина «Надежда и спасение в Священном Писании Нового Завета»[14] (1984 г.) по форме изложения напоминает вышеуказанные, и отличается от них лишь более научным стилем изложения.
Статья митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко)[15] «О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию»[16] (1981 г.) в целом является описательной, с элементами экзегезы. Автор анализирует облик Христа в историческом контексте эпохи с использованием исторических источников. В своих рассуждениях автор опирается не только Священное Писание, но и на труды святых отцов. Также статью отличает использование многочисленных научных терминов и оборотов: «борьба против внешнего формально-юридического понимания…»[17], «любовь Христа сочетается с объективным знанием психологической обусловленности человеческих действий»[18].
Статья митрополита Макария (Невского) (1835-1926) «О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета»[19] (1991 г.), является перепечаткой дореволюционной публикации, носит описательный характер и представляет собой краткий пересказ библейской истории. Статья производит впечатление послания к новообращенным или собирающимся вступить в Церковь. Это тем более вероятно, что митр. Макарий был выдающимся миссионером на Алтае, «крупным духовным писателем и переводчиком»[20].
Стоит особо отметить публикации в журнале «Богословские труды» текстов выступлений на Богословских собеседованиях 1971 и 1973 гг. между Евангелическо-Лютеранской и Русской Православной Церквями: профессор Л. Гоппельт (Гамбург) «Примирение через Христа по Новому Завету»[21], профессор А. Т. Николайнен (Хельсинки) «Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета»[22]. Статьи посвящены достаточно узким темам и отличаются строго научным характером. В своих исследованиях авторы опираются не только на Священное Писание и труды святых отцов, но и на современные им западные научные исследования по истории и библеистике, а также текстологию.
Таким образом, в статьях блока обнаружены общие тенденции в стиле, языке и форме изложения, каковыми являются: описательный характер, авторские комментарии, элементы толкования, общая публицистическая направленность в сочетании с научностью. Также характерными особенностями являются: опора прежде всего на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов; цитирование трудов святых отцов, таких как: свт. Иоанн Златоуст (цитируется большинством авторов), свт. Василий Великий, свт. Афанасий Великий, свт. Филарет Московский (Дроздов), свт. Игнатий Брянчанинов; использование авторами способа изложения материала по пунктам, что встречается достаточно редко в блоке статей, посвященном личностям.
События Нового Завета
Статья архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне»[23] (1953 г.) не является строго научной, представляя собой экзегетическое рассуждение автора, построенное в форме «стих-толкование», «вопрос-ответ». Какие-либо исагогические сведения и ссылки в статье отсутствуют.
Статья диакона Александра Меня «Фавор и Голгофа. (Земная жизни Христа Спасителя)»[24] (1960 г.), написана в ярком литературном стиле, что характерно для автора. Сноски и ссылки в статье отсутствуют, рас- суждения автора опираются исключительно на Священное Писание.
Статья протоиерея Н. Никольского «Великий Пяток в евангельских повествованиях»[25] (1964 г.) рассматривает евангельские события в историческом контексте того времени, используя солидную научную базу: римское право, исторические источники (труд Иосифа Флавия) и труды святых отцов.
Статья протоиерея Стефана Жила «Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике»[26] (1989 г.) написана в строго научном стиле, что можно признать характерной особенностью, выделяющей ее фоне аналогичных статей того времени. Автор опирается на Священное Писание, научные исследования других авторов и труды святых отцов. Стремясь к максимально глубокому рассмотрению проблемы, автор подвергает критическому разбору теорию западного библеиста Шульца. В целом статья посвящена рассмотрению отечественных теорий, анализирующих проблему глоссолалии.
В целом обращает на себя внимание тенденция изложения авторами материала в описательной, литературной форме. Несмотря на это, ряд статей совмещает такое изложение с использованием научного аппарата.
Заключение
В результате изучения статей по библейскому богословию, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и в журнале «Богословские труды» в период с 1946 по 1991 год, сделаны следующие выводы:
- В публикациях, посвященных личностям Нового Завета, обнаружена закономерность. Статьи, написанные в период в с 1946 по 1965 гг. (во времена правления И. С. Сталина и Н. С. Хрущева) носят преимущественно описательный характер, содержат множество исторических сведений и подробностей, дополняющих евангельскую историю, написаны в ярком, художественном стиле. Статьи, опубликованные после 1965 года (во время правления Л. И. Брежнева и позднее) носят более научный характер, их авторы чаще прибегают к методам экзегетики. Ряд авторов — архиеп. Михаил (Мудьюгин), прот. Михаил Сперанский, свящ. Василий Строганов, прот. Александр Ветелев — целиком посвящают свои работы толкованию Священного Писания. Возможно, эта закономерность связана с влиянием на исследователей исторических событий, личностей и политической обстановки в целом.
- Публикация в конце 50-х — начале 60-х гг. весьма значительного количества статей, посвященным личностям, объясняется празднованием памятных дат, связанных с апостолами. Также в начале 70-х годов заметно возвращение интереса исследователей к личностям Нового Завета. Очевидно, это связано с проводившимся в то время диалогом между Русской Православной и Евангелической (Лютеранской) Церквями[27].
- В отличие от статей по личностям, в публикациях, посвященных темам и событиям Нового Завета, не наблюдается заметной связи с историческими периодами в СССР. Большинство статей построено по принципу «описание — комментарий — толкование».
- В статьях, посвященным темам библейского богословия, обнаружены общие тенденции в стиле, языке и форме изложения. В целом большинство публикаций, посвященных дружбе, прими- рению, любви, надежде и спасению, носят описательный характер, содержат авторские комментарии с элементами толкования. Очевидно, авторы при сохранении общей публицистической направленности статей стремятся, в тоже время, придать им научный характер.
- Стоит отметить, что в исследованиях по темам библейского богословия авторы прежде всего опираются на Священное Писание, широко используя при этом труды святых отцов, источники по истории (Иосиф Флавий), отечественные и западные научные исследования по библеистике. Еще одной характерной чертой большинства статей блока является изложение материала по логически выстроенным пунктам, что встречается достаточно редко в блоке статей, посвященном личностям.
- Также в блоке тем библейского богословия строгой научностью выделяются статьи, опубликованные в журнале «Богословские труды». Прежде всего это относится к статьям с текстами выступлений на Богословских собеседованиях 1970-1973 гг.
- В блоке статей, посвященных событиям Нового Завета, можно увидеть явное движение авторов от чистой публицистики к строго научному стилю изложения материала. Так, в 1953 году публикации носят описательный характер[28]; в 1960, 1964, 1966 гг. авторы[29] используют научный аппарат (сноски, ссылки); в 1987, 1989 гг. авторы[30] публикуют статьи уже строго научного характера.
- В целом публикации по библейскому богословию в 1946-1991 гг. отличаются использованием авторами научно-популярного стиля изложения материала. Очевидно, это связано с тем, что для публикации результатов исследований в этот период были доступны всего два церковных издания: «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды», и такая форма подачи материала позволяла сделать информацию для читателя более понятной и доступной.
Примечание:
[1] Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000): музыкант, полиглот, инженер и богослов. СПб., 2015. — С. 30.
[2] Там же. С. 127.
[3] Михаил (Мудьюгин), архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии. М., 1982. № 12. — С. 127.
[4] Сперанский Михаил, прот. Первоверховные апостолы Петр и Павел (к 1900-летию со времени мученической кончины) // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 7. — С. 60-76.
[5] Там же. С. 70.
[6] Там же. С. 70.
[7] Мень Александр, свящ. Св. ап. Лука как дееписатель Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. — С. 50-52.
[8] Там же. С. 50.
[9] Мень Александр, свящ. Св. ап. Лука как дееписатель Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. — С. 52.
[10] Там же. С. 52.
[11] Николай (Ярушевич), митр. Любовь по учению Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 2. — С. 47-53.
[12] Бежгу Г., свящ. Дружба по Священному Писанию // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 12. — С. 31-35.
[13] Мудьюгин М., свящ. Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 10. — С. 68-73.
[14] Трохин П., свящ. Надежда и спасение в Священном Писании Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 6. — С. 64-71.
[15] 11 июня 1992 г. Судебным Деянием Архиерейского Собора лишен всех степеней священства; Архиерейским Собором 1994 года предупрежден: «в случае продолжения…бесчинства будет отлучен от Церкви»; Архиерейским Собором 1997 года отлучен от Церкви и анафематствован. Архиерейский Собор 1997 года. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/417804.html (дата обращения: 03.04.2017).
[16] Филарет (Денисенко), митр. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 5. — С. 55-60.
[17] Там же. С. 58.
[18] Там же. С. 59.
[19] Макарий (Невский), митр. О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 5. — С. 66-68
[20] Макарий (Невский), митр. О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 5. — С. 68.
[21] Гоппельт Л., проф. Примирение через Христа по Новому Завету // Богословские труды. М., 1971. № 6. — С. 179-187.
[22] Николайнен А. Т., проф. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета // Богословские труды. М., 1973. № 11. — С. 188-192.
[23] Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. № 2. — С. 37-41.
[24] Мень А., диак. Фавор и Голгофа // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. № 7. — С. 27-32.
[25] Никольский Н., прот. Великий Пяток в евангельских повествованиях // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 4. — С. 51-55.
[26] Жила С., прот. Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. — С. 71-74, № 12. — С. 73-74.
[27] Подробнее см.: Богословские труды. М., 1970. № 5; 1971. № 6, № 7; 1973. № 10, № 11.
[28] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), В. Никонов.
[29] Диакон Александр Мень, И. Хибарин, протоиерей Н. Никольский, архимандрит Тихон.
[30] Протоиерей Стефан Жила.
Источники и литература
1. Архиерейский Собор 1997 года. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/417804.html (дата обращения: 03.04.2017).
2. Бежгу Г., свящ. Дружба по Священному Писанию // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 12. — С. 31-35.
3. Гоппельт Л., проф. Примирение через Христа по Новому Завету // Богослов- ские труды. М., 1971. № 6. — С. 179-187.
4. Жила С., прот. Проблема глоссолалии в русской православной экзегети- ке // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. — С. 71-74; № 12. — С. 73-74.
5. Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000): музыкант, полиглот, инженер и богослов / Костромин Константин, протоиерей. — СПб: Издательство Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 2015. — 144 с.
6. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. № 2. — С. 37-41.
7. Макарий (Невский), митр. О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 5. — С. 66-68.
8. Мень Александр, свящ. Св. ап. Лука как дееписатель Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. — С. 50-52.
9. Мень А., диак. Фавор и Голгофа // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. № 7. — С. 27-32.
10. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии. М., 1982. № 12. — С. 125-127. 11. Мудьюгин М., свящ. Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 10. — С. 68-73.
12. Николай (Ярушевич), митр. Любовь по учению Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 2. — С. 47-53.
13. Николайнен А. Т., проф. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета // Богословские труды. М., 1973. № 11. — С. 188-192.
14. Никольский Н., прот. Великий Пяток в евангельских повествованиях // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 4. — С. 51-55.
15. Никонов В. Синай и Сион. (Библейские параллели) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. № 5. — С. 43-48.
16. Сперанский Михаил, прот. Первоверховные апостолы Петр и Павел (к 1900- летию со времени мученической кончины) // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 7. — С. 60-76.
17. Тихон, архим., доцент МДА. Над страницами Страстных Евангелий // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 4. — С. 47-49.
18. Трохин П., свящ. Надежда и спасение в Священном Писании Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 6. — С. 64-71.
19. Хибарин И. Зачало Нового Завета. (Земная жизнь и общественное служение Господа Иисуса Христа) // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 1. — С. 57-65.
20. Хибарин И. Путь к Голгофе // Журнал Московской Патриархии. М., 1966. № 3. — С. 56-62.
21. Филарет (Денисенко), митр. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 5. — С. 55-60.