Седмица, в которой мы сейчас живем, началась в прошедшее воскресение. Ее также называют Антипасхой, или Фоминой Неделей, в которую Церковь предлагает нам вспомнить «доброе неверие Фомино». Всего пару дней назад на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором удивительным и своеобразным примером является нам апостол Фома, не уверовавший в Воскресение Сына Божия. Почему же один из ближайших Христу учеников – Фома, как бы не доверяет своим друзьям апостолам, и не хочет поверить в Воскресение своего Учителя, не посмотрев на Него собственными глазами?
Апостола Фомы не было в рядах тех, кто увидел Христа сразу после Воскресения, во время первого Его явления. Увидевшись с другими апостолами через неделю, Фома не поверил их рассказу о невообразимом Чуде Воскресения. Но возможность увидеть Воскресшего Христа у Фомы все-таки случилась. Явившись своим ученикам, Христос говорит Фоме, чтобы он подошел и потрогал Его раны на руках и ногах, чтобы вложил в прободенные Его ребра руку для того, чтобы уверовать. «Не будь неверующим, но верующим», – говорит Воскресший Спаситель Фоме.
Но эти слова – не упрек. Для Фомы Христос был слишком дорог, и он не мог так просто поверить, Фома хотел удостовериться сам. Именно человеческое сомнение апостола заставляло его думать, что если это известие окажется неверным, то оно заставит его разочароваться. Он как будто говорит: «Верю вам, но и сам хочу увидеть, потому что для меня это много значит». Поэтому Господь явился и сказал: «Подойди, прикоснись, осязай, удостоверься не только через слух и зрение, но и через осязание поверь, что: Я ожил, Я воскрес».
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» – это слова Иисуса Христа, обращенные к нам. Мы знаем об апостолах, которые видели, осязали, разговаривали, учились, свидетельствовали, исповедовали Его, умирали за Него – Воскресшего Спасителя и Искупителя человечества. И слова Господа, произнесенные как бы отдельной фразой из картины евангельского повествования и направленные напрямую в наше человеческое сердце, звучат для нас с надеждой. Апостолы, собравшиеся в доме с запертой дверью из опасения иудеев, видели Христа, осязали Его раны. Но мы, те же самые христиане, такой возможности, конечно же, не имели. А поэтому, слова Иисуса Христа звучат именно для нас: «Блаженны те, которые не видели глазами Воскресшего Бога-Человека, но уверовали в Него».
Но почему блаженны такие люди? Для начала стоит отметить чисто фактическую составляющую. Господь, после Вознесения на небо не является людям чувственно. Примеры апостола Павла, некоторых угодников Божиих, святых мучеников, которым являлся Христос, являются особенными и исключительными. А значит, если бы люди, просвещаемые проповедью евангелия, не верили в Его Воскресение, то оставались бы без Истины, которая так важна для нас христиан. Поэтому, в первом послании к коринфянам, апостол Павел пишет следующие слова: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Он, Воскресший Христос, своими страданием и искупительной жертвой победил узы ада, разрушил узы смерти.
Блаженными называет уверовавших Господь и потому что, веруя Воскресению Спасителя и исповедуя Его своим Господом, они смело и твердо верят и доверяют тому, что написано в Священном Писании. И несмотря на то, что не видели Иисуса Христа собственными очами не сомневаются в Его Божественности, и желают через Него спастись. За такую живую и деятельную веру Господь простит таким людям все их грехи и дарует им вечное спасение в Небесном Царствии.
Сегодня у нас Радоница – особенный день поминовения усопших. И сегодня у нас есть уникальная возможность как бы похристосоваться с нашими близкими умершими. То, что мы сейчас с вами воспринимаем на веру и с долей сомнения, в мире загробном известно наверняка.
Нам же стоит лишь воспринять простую, но глубокую и необъятную истину: Христос воистину воскрес, и сделал это за нас. Для восприятия проявления этой Божественной Любви нам не обязательно видеть Христа телесными очами. Мы должны пытаться всю жизнь найти Его глазами веры, стараться следовать Его Заповедям, идти по узкому пути духовного совершенствования и быть уверенным в одном, самом главном: «Христос Воскрес!».
Проповедь студента 3 «Б» курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Павла Герасимова, произнесенная в академическом храме Иоанна Богослова за Божественной литургией в день Радоницы 10 мая 2016 года.