Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем память священномученика протоиерея Иоанна Кочурова, выпускника нашей Духовной Академии, который является первым по времени новомучеником российским, открывшим многочисленный сонм мучеников и исповедников, пострадавших за веру во Христа. Вместе с ним вспоминаем мы и других выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, прославившихся в лике святых за мученическую смерть от богоборческой власти.
Прославляя подвиг новомучеников, необходимо понять, что для нас – для каждого лично – значат их опыт, их жизнь? Мы не всегда осознаем, что слово «новомученик» равнозначно по смыслу со словом «святой». Для нас понятна святость преп. Серафима Саровского, Сергия Радонежского, но нам не понятно, не привычно, что обычный священник, который, будучи семинаристом, ходил по столь знакомым нам коридорам, – такой же святой, как и древние подвижники Вселенской Церкви. Получается, что для нас пока нет живой молитвенной связи с новомучениками.
Может быть, это происходит потому, что мы ищем чуда, нам нужен четверодневный Лазарь, который вышел из гробницы; тогда мы готовы понять, что это чудо. Но мы не готовы увидеть другое чудо – чудо терпения, когда человек, которому не на что надеяться, на которого доносят, на которого давят близкие, все равно продолжает держать на плечах свой крест. Для нас рассказ о страдании того или иного новомученика, к сожалению, является не более, чем историческим фактом, а сам новомученик представляется нам лишь иконографическим изображением. За этой иконой мы не видим конкретной личности, личности, которая сомневалась, терзалась, претерпевала страдания, и, в конце концов, одержала победу.
Такими же живыми и конкретными личностями были и выпускники нашей Академии, засвидетельствовавшие свою веру мученичеством. В первую очередь, это святой исповедник святейший патриарх Тихон, который, принимая патриарший посох в 1918 году, знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига, несмотря на то, что патриаршество для него явилось свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе…». Это священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), обвиненный по делу об изъятии церковных ценностей, и перед расстрелом отдавший духовным чадам свой митрополичий клобук, на донышке которого с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным». Это священномученик епископ Ревельский Платон (Кульбуш), которого в заточении больного, с высокой температурой, красноармейцы водили по зимним заснеженным улицам, заставляя таскать на себе 5-пудовый мешок. Это священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, который, идя на казнь, благословлял производивших расстрел китайцев, после чего те отказались стрелять в епископа, несмотря на угрозы, и были заменены другими исполнителями казни. Это священномученик прот. Философ Орнатский, настоятель Казанского собора, который попросил палачей расстрелять его после своих сыновей, чтобы он смог прочитать по ним отходную. Это священномученик прот. Алексий Ставровский, который, в 84 года стоя в ряду приговоренных к расстрелу, услышав, что будет расстрелян каждый десятый, и, увидев около себя того самого десятого – молодого священника, поменялся с ним местами, чтобы сохранить жизнь молодому пастырю. Это и священномученик прот. Иоанн Кочуров, память которого мы сегодня совершаем, который был расстрелян на краю города после захвата Царского Села красноармейцами.
Этих и других святых объединяет не только стояние за веру Христову даже до смерти. Все они являются выпускниками нашей Академии. Все они также как и мы учились здесь, так же как и мы сидели за партами, трудились на послушаниях. Вполне возможно, что именно годы, проведенные здесь, и помогли им укрепить себя, помогли впоследствии побороть в себе слабость, малодушие, маловерие, помогли ответить на самый главный вопрос в их жизни: «Я со Христом или нет?», и за верность расплатиться жизнью. Образование для них действительно принесло плоды: они научились, они смогли воспитать свое сердце, способное отдаваться всецело; смогли найти гармонию между собой и Богом, Которого они исповедовали.
Задумаемся над этим, дорогие братья и сестры, потому что воспоминаемые нами сегодня новомученики-выпускники нашей Духовной Академии являются не просто образом, иконой. Они, давшие свой ответ на главный вопрос в жизни каждого христианина, представляют собой обращение к нам, представляют призыв и вызов: «А кто вы, с кем вы, со Христом ли?» И каждый из нас должен ответить на этот вопрос себе и Богу: «Кто мы? И с кем мы?»
Аминь!
// Проповедь студента II курса богословского отделения академии Павла Коновалова, произнесенная за Божественной литургией в Иоанно-Богословском академическом храме 13 ноября 2011 г.