Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы слышали из Евангелия вопрос, который задает Господу нашему Иисусу Христу богатый юноша: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 18:18). Только что к Нему подходили дети, которых Христос благословил и сказал окружающим Его ученикам: «Если не будете как дети, не войдете в царство Небесное» (Лк 18:17). Тут же подходит богач. Он желает изучить вопрос до конца – что еще надо делать для спасения своей души? Однако он подходит ко Христу не как к Владыке всего сущего, а как к учителю благочестия, что видно из обращения к Нему. Спаситель ему отвечает: «Что ты меня называешь благим? Никто не благ, как только Один Бог» (Лк 18:19). Святитель Феофилакт Болгарский толкует это место так: «Ты, — говорит Христос, — подходишь ко Мне не как к Богу, а как человеку, учителю, тогда зачем называешь Меня благим, ведь ни один человек не благ, как Бог?». И далее Господь ему указывает путь спасения. «Знаешь заповеди?» — спрашивает Он, перечисляя их. «Все это соблюл от юности моей», — ответил Христу юноша. Но он понимает, что формальное исполнение Закона не может спасать само по себе. Господь увидел эту мысль в его сердце и открывает, что спасают человека дела любви и милосердия. Пойди, говорит, раздай имение свое и следуй за Мной. Однако юноша опечалился и удалился, ибо был богат.
Один из вопросов, раскрывающихся в этом евангельском чтении, — это вопрос о любви, законе и добродетели. Бог дает заповеди, потому что Он любит человека и призывает к истинному смыслу жизни – обоженью и пребыванию в любви. Уже в Ветхом Завете приоткрывается Новозаветное понимание Закона. Например, Сам Спаситель приводит место из Второзакония: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:37-39; Втор.). В другом месте Второзакония мы видим указание Господа, что заповедь эта не только дается извне, то есть из уст Божиих, но и близка сердцу каждого человека (Втор 30:14), поскольку состояние причастности к Богу, любви к Нему и людям – образу Божию – является совершенно естественным для человека. А зло, возникающее в результате удаления от этого пути, неестественно.
Господь указывает пришедшему к Нему юноше, что для него весьма важно обратиться к основанию Закона – любви. Он видит, что богатство может погубить этого человека, поэтому, с одной стороны, Он призывает исполнить заповедь любви к людям и к Богу, следуя за Ним; с другой стороны, Он проверяет, с какой целью юноша исполняет эти заповеди – по любви или только с желанием получать от Бога благо. И этот юноша терпит крушение. Для него земные блага или просто благоденствие оказываются важнее Бога.
Желая нас предостеречь от работы своим страстям, Спаситель показывает нам, что никто не может пребывать в двойственности. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне», — говорит Господь (Мф 6:24). Юноша больше любил богатство и земные блага и остался с ними. Именно когда мы ставим что-то выше Христа, любви к Нему и людям, мы сходим с пути спасения, становимся заложниками своих страстей и влечемся ими к тому, что нам не нужно и вредно для души и тела. Господь говорит, что богатому трудно войти в Царство Небесное. Именно – трудно, а не невозможно. Трудно преодолеть себя и нести крест Христов, но это дело любви. Спаситель призывает нас к делам любви.
Какие дела являются делами любви? Это не только хождение в храм и исполнение обрядов. Это пребывание с Богом. Эти дела намного больше, чем формальное отношение к Богу. Они – результат любви к Богу и соработничества Ему. Господь на Страшном Суде не будет спрашивать, сколько раз ты молился, но – как ты молился, присутствовал ли духом, а не только телом. Как и говорит Спаситель: «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Воля же нашего Отца Небесного есть, чтобы мы были достойными сынами, то есть пребывали в живой любви. Живая любовь представлена нам в другом месте Евангелия – в притче о добром самарянине. Как мы поступаем с братьями меньшими Христа, так поступаем и с Ним. Таковым Господь скажет на Суде: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34-36).
На вопрос этого юноши Христос говорит ему о реализации в своей жизни заповеди любви. Мало никого не убить, не ограбить, никому не изменять. Надо беречь себя от всякой плохой мысли, помогать нуждающимся и следовать с Господом, то есть быть храмом Духа Святого, и следовать за Господом. Апостол Павел, продолжая тему, пишет: «Бремена друг друга носите и так исполните Закон Христов» (Гал 6:2). Давайте же, отцы, братья и сестры, будем взращивать любовь к Богу и людям, дабы стать сынами Божиими и наследовать жизнь вечную. Аминь.
Проповедь магистранта 1 курса богословского отделения академии чтеца Павла Литвина, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Божественной литургии 27 января 2013 года.