Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дoрoгие отцы, братия и сёстры! В сегодняшний воскресный день наша святая Православная Церковь торжественно воспоминает знаменательное евангельское событие – земное явление Небесного Царя, Вход Господень в Иерусалим.
Этот праздник – праздник торжества и радости, но он же – начало Страстей Господних, начало того великого человеческого недоразумения, невинной жертвой которого стал Господь наш Иисус Христос! В течение Своей земной жизни Спаситель неоднократно бывал в Иерусалиме. Но накануне Своих страданий Он входит в этот славный город, как подобает войти настоящему царю. Христос неоднократно говорил апостолам и народу о Своём царском служении, но жители Иерусалима хотели видеть в Нём земного царя и владыку, а между тем Его царство и владычество – бесконечно на все времена и века, для всех народов и для всех поколений. Они хотели видеть в Нём освободителя Израиля, а Он пришёл освободить весь мир от греха и смерти.
Царство Христово не от мира сего, но оно неотделимо от Церкви, от земли и от человечества. В нынешний день Христос совершает царский вход во Иерусалим именно для людей и ради людей. Народ постилает свои одежды и восклицает: “Осанна!”, что значит спасение. Но пройдёт очень немного времени, и те же люди покажут, как в мире всё изменчиво и непостоянно, они будут кричать: “Распни Его!”. После торжественного Входа в Иерусалим для Христа наступают дни уничижения и страдания, дни Его истинного царственного величия.
Священное Писание называет Христа вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям греха. Во втором Адаме люди получили новую жизнь и спасение. Первого Адама в раю радостно встречало всё сотворённое, в своём гармоничном состоянии и подчинении ему. Второго же Адама ныне в Иерусалиме встречает ликующий народ – взрослые и младенцы.
Наконец, первый Адам, уступив соблазну, согрешил и навлёк трагедию на всё человечество. А второй Адам – Христос как бы на время даёт возможность восторжествовать неправде и греху, отдавая Себя в руки беззаконных людей. Кажется, что зло восторжествовало в акте Его предательства, Его уничижений и позорной смерти через распятие. Но там желание возвыситься, быть, как боги, и великая гордость привели к падению, ко злу, ко греху. Здесь же вольное уничижение и неизреченное смирение привели к возвышению, к победе добра над злом, к победе над грехом. Таков закон духовного мира: только через уничижение – к возвышению, только через поражение – к победе.
Спаситель сегодня входит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, и затем войти через Воскресение во славу нового – Небесного Иерусалима. Последуем же за Ним. Необходимо идти Ему навстречу, чтобы иметь радость общения с Ним и вечную жизнь. Встречать Его, как встречали ныне в Иерусалиме, постилая вместо ветвей – добродетели, вместо одежд – любовь. Такая встреча будет Ему благоприятна, а для нас – спасительна. Он пришёл в мир, Он идёт в Иерусалим, Он идёт к каждому из нас ради нас, ради торжества правды и вечной жизни.
Будем же, дорогие отцы, братия и сёстры, проходить со смирением и сокрушением вместе со Христом через наступающие дни и события Страстной седмицы. Будем сострадать Христу на Его крестном пути. И пусть в этом примут участие наши ум, сердце и душа, потому как именно сострадание, сораспинание и соумирание Христу обязательно приведут нас к воскресению с Ним и вечной жизни в Его Небесном Царстве. Аминь.
Проповедь студента 4 курса семинарии чтеца Павла Яковлева, произнесенная на Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим.