В сегодняшний день Православная Церковь торжественно воспоминает поистине знаменательное событие – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это событие вне всякого сомнения можно назвать началом нашего спасения. С рождеством Пресвятой Богородицы Господом были дарованы миру великие радость и утешение. Это событие поистине явилось одним из основополагающих моментов начала всего новозаветного периода человеческой истории.
В сравнении с тёмным языческим многобожием, в котором пребывал практически весь ветхозаветный мир, Рождество Матери Божией было подобно радостной лучезарной заре, предваряющей восход Солнца Правды – Богочеловека Христа. Действительно, то, что Бог воспринял человеческую природу, несомненно, явилось настоящим чудом. В то же время возник вопрос о соединении «Святейшего всея твари» и греховного человеческого естества. Первородный грех прародителей сильно повредил и исказил человеческую природу, которая стала более стремиться не к доброму, а ко греховному. Однако Всеблагий Бог, промышляя о спасении человека, приуготовал Себе на земле святой престол…
Пресвятая Богородица была рождена праведными Иоакимом и Анной, которые, будучи неплодными довольно продолжительное время, вместо ропота на Бога возносили к Нему свои молитвы о ниспослании себе Божией милости. Преблагий Бог, послав им испытание в вере, исполнил просимое ими: «…от неплоднаго корня вырастил для нас живоносный сад — Свою Матерь …».
Благословенная Богом жизнь святых праведных богоотец Иоакима и Анны – это непреходящий прообраз для всех христиан, ведь зачастую Господь намеренно медлит в исполнении наших даже благих сердечных желаний, попуская скорби быть предшественницей радости. Господь предварительно испытывает человеческое сердце, которое, если оно праведно, понемногу очищается, подобно золоту в горниле, путём скорбей и терпения. Только через такое испытание Господь дарует просящим у Него благословенный плод, а скорбящим – великое утешение.
Почему же была необходимость в таком чуде? Для чего Пресвятая Богородица появилась на свет от неплодной? По словам преподобного Иоанна Дамаскина, была необходимость приготовить путь Боговоплощению – наиглавнейшему событию во всей истории человечества. Человеческое естество праматери Анны уступило место Божественной благодати, потому что «надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворождённого всей твари…».
По словам великого русского святителя Иннокентия Херсонского, «Рождество Пресвятой Богородицы было днём Господним, в который не только Иоаким и Анна разрешились от неплодства, но вместе с ними и всё человечество… В Пресвятой Деве Марии исполнились ветхозаветные чаяния и пророчества о Рождестве Мессии…». Рождество Матери Божией явилось первой ступенью к умалению величайшего первородного грехопадения, совершённого некогда нашими прародителями в Раю.
Святыми отцами неизменно всегда прославлялась синергия высшей степени приближённости Бога ко всему человеческому роду и Его благодатного единения с ним в лице предызбранной Девы, рождённой по Божественному обетованию. По словам преподобного Андрея Критского, воспоминаемое сегодня событие явилось поистине высшим пределом не только всего закона, но и всех ветхозаветных пророчеств, служащим для нас дверью к Божественной благодати, непреложной истине и обновлению всего человеческого рода. «Дева рождается… и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».
Воспоминая сегодня великий и славный день Рождества Пречистой Богоматери, разрешивший от неплодства её праведных родителей, все мы с вами, дорогие отцы, братия и сёстры, должны просить Царицу Небесную, чтобы Она сподобила и нас избавиться от нашего духовного неплодия, от каждодневного совершения нами дел духовной смерти и о том, чтобы Она помогла нам безболезненно и мирно пройти юдоль нашей жизни земной и перейти во святую и вечную небесную жизнь. Мы должны молить Богоматерь, постоянно слагавшую словеса жизни в Своём сердце, чтобы и в наши сердца Она насадила бы семена слова Божия, которые, возрастая, давали бы свой плод, избавляющий нас от духовного голода и духовной жажды.
Будем же и мы с вами, дорогие отцы, братия и сёстры, непрестанно молиться Царице Небесной на всём пути нашего земного странствования, будем стараться подражать примеру Её святой жизни, приступим к Ней с глубокой верой и твёрдой надеждой на то, что Она, как наша истинная Мать и заступница всего рода христианского, поможет и нам в нашем духовном возрастании, и тогда, несомненно, и Господь наш Иисус Христос призрит и помилует нас, как некогда призрел Он «на смирение рабы Своея…». Аминь.
Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения чтеца Павла Яковлева, произнесенная им на Всенощном бдении накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 сентября 2013 года.