Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах.
Покровский Николай Васильевич (1848-1917)
Николай Васильевич Покровский родился в 1848 году в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, где в 1872–1873 учебном году слушал курс лекций В.И. Долоцкого, а в 1873–1874 году лекции А.Л. Катанского, которые определили его творческий путь. В 1874 году, окончив академию со степенью магистра богословия, присужденной за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики», был определен в академии на кафедру церковной археологии и литургики (в дальнейшем – церковной археологии в связи с историей христианского искусства), которую занимал до своей кончины. В 1883 году Н.В. Покровский получил звание экстраординарного профессора, в 1894 году – ординарного профессора, в 1893–1899 годах исполнял обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
Н.В. Покровский много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Трудами Покровского в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года.
В 1888 году Николай Васильевич Покровский посетил Константинополь, Афон, Салоники, затем Италию. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем.
Главный монументальный труд Н.В. Покровского – его докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества. В предисловии к этому труду Н.В. Покровский писал: «По мере того, как христианское Предание развивалось и переходило в сознание художников, изменялась и иконография. Следя за ее развитием, мы следим вместе с тем и за развитием религиозных и художественных воззрений, наблюдая постепенный рост Евангельской иконографии, мы наблюдаем перемены в отношении человеческого сознания к Евангельскому тексту в разные эпохи истории, изучаем усилия человеческой мысли подняться на высоту Евангелия и выразить всю глубину и широту его содержания в художественных формах». По словам ученого, «церковное искусство есть выражение одной из многих сторон церковной жизни, и поскольку эта жизнь представляет собой органическое единство и цельность, то понятно, почему и внешние отдельные выражения ее тесно связаны между собою: Богословие и церковная поэзия, литургический обряд и искусство в порядке исторического развития обычно идут рука об руку. Тем важнее для нас эта система старой иконографии и искусства, что она есть продукт религиозно-исторической жизни, постепенно развивающийся (разумеем развитие не в смысле изменения самой сущности христианской догмы, но в смысле неодинакового отношения к ней человеческого сознания)».
Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах. Эта книга состоит из обстоятельного введения, в котором рассказано об искусстве египетском, вавилоно-ассирийском, греческом и римском и четырех отделов – «Искусство древнехристианского периода. Византийское искусство. Искусство западноевропейское. Церковное искусство в России». В нее вошло 417 рисунков. В приложении помещен словарь терминов, встречающихся в книге. Помимо капитальных трудов Николай Васильевич опубликовал много статей в «Трудах» Археологических съездов, в «Записках Русского Археологического общества», в «Вестнике Археологии и истории», в «Материалах», издававшихся Археологической комиссией.
С 1898 года Н.В. Покровский состоял директором Императорского Археологического института. В 1897–1898 годах заведовал педагогическими курсами учителей и учительниц церковно-приходских школ. В 1903 году читал курс русской художественной археологии на общеобразовательных курсах учителей и учительниц Министерства народного просвещения в Павловске, в 1904 году читал русскую церковную археологию на курсах археологии и палеографии в Твери, в 1909 году выступал с публичными лекциями в Новгороде.
Н.В. Покровский состоял почетным членом почти всех Археологических обществ и учреждений в России, в 1896 году был избран почетным членом Общества антиквариев в Лондоне. Он также принимал деятельное участие в работах Археологических съездов. В 1898 году в Археологическом институте по его инициативе состоялась первая в Петербурге выставка старинных русских икон, имевшая, по свидетельству современника, «важное практическое значение для пробуждения истинно-православного духа в такой важной области, как иконопись».
Ф.И. Буслаев писал о трудах своего ученика: «Он один из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внес в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив таким образом односторонние исследования западных протестантских и католических ученых».
Некоторые архивные материалы сохранились в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 593.
Николай Васильевич Покровский скончался 8 марта 1917 года.
Печатные труды
- Археологические редкости Гелатского монастыря: Путевые заметки любителя старины. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 20 с.
- Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно в византийской и русской. – [СПб.]: Тип. Катанского, Ценз. 1891. – 56 с.
- Борьба с протестантскими идеями в петровское время и князь Михаил Кропоткин. – Вырезка из: Рус. вестник. – С. 204– 234.
- Брачные венцы и царские короны: История формы брачных венцов и их символическое значение: [Ист. очерк]. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 34 с.
- Византийский памятник, найденный в Керчи в 1891 году: Исслед. проф. Иосифа Стржиговского и проф. Н.В. Покровского. – СПб.: [Археол. комис], 1891. – 2, [8], 37 с, 5 л. ил.
- Вновь открытый памятник древности: О древней стенной живописи Спасо-Преображенского монастыря в Пскове. – СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1893. – 11 с, 3 л. ил.
- Губернские ученые архивные комиссии: Речь в торжеств, собрании Ин-та 9 мая 1908 г. – СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1908. – 24 с.
- Добавление к лекциям по церковной археологии: 1894– 1895. – СПб.: Лит. Руднева, [1895]. – 154 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Добавление к лекциям по церковной археологии, читанным в 1896/97 акад. г. – СПб.: Лит. Фомина, 1897. – 245 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Добрый пастырь в древнехристианской символике. – СПб., 1878. – 16 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1878.
- Древности Костромского Ипатьевского монастыря. – [СПб.]: Тип. Акад. наук, [1885]. – 34 с, 14 л. ил.
- Древняя Софийская ризница в Новгороде. 1–2. – М., 1913.
- 1. –XII, 214 с, 23 л. ил.
- 2. – СПб.: Синод, тип., 1914. – 35 с, 17 л. ил.
- Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских: С 226 рис. в тексте и 12 табл. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1892. – 3, LXII, 496 с, 12 л. ил. – Библиогр. в примеч.
- Заметки о памятниках псковской церковной старины. – М.: Светильник, 1914. – 39 с, 23 л. ил.
- Иерусалимы или Сионы Софийской ризницы в Новгороде. – СПб.: Синод, тип., 191
- 1. – [2], 71 с, 2 л. ил.
- Из воспоминаний о Константинополе. – СПб.: Тип. Копелиовича, 1901. – 91 с: ил.
- Из воспоминаний об Афоне. – СПб.: Синод, тип., 1889. – 16 с. – Из.: Церков. ведомости. – 1889.
- Ипатьевская лицевая Псалтирь [1591 года]. – СПб.: Тип. Елеонского, 1882. – 36 с.
- История христианского искусства в первые восемь столетий: Библиогр. заметка. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1883. – 16 с.
- К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания: Ист. справка. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – [6], 77 с: ил. – На обл. загл.: Меры к улучшению иконописания.
- Конспект лекций по литургике, читанных студентам III и IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии … в 1881/82 уч. г. – СПб., [1882]. – 32 с. – Написано от руки. – Литогр.
- … в 1891/92 уч. г. – СПб.: Лит. Руднева, [1892]. – 32 с.
- … в 1893/94 уч. г. – 30 с.
- … в 1901/02 уч. г. – СПб.: Лит. Богданова, Ценз. 1902. – 20 с.
- Конспект лекций по церковной археологии и литургике, читанных в С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1881. – 39 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Конспективное изложение чтений по христианской археологии. – 2-е изд. – Новгород: Новгор. о-во любителей древности, 1916. – 34 с.
- Кустари-ювелиры Костромской губернии: Сообщ. [в собр. О-ва 15 дек. 1901 г.]. – СПб.: Тип. Гольберга, 1902. – 8 с: ил.
- Лекции по литургике, читанные студентам III и ГУ курсов С.-Петербургской Духовной Академии … в 1895/96 уч. г. – СПб.: Лит. Руднева, Ценз. 1895. – 580 с.
- … в 1897/98 уч. г. – СПб.: Лит. Фомина, Ценз. 1898. – 531 с. … в 1899/1900 уч. г. – СПб.: Лит. Курочкина, Ценз. 1899. – 20, 488 с.
- Лекции по церковной археологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии … в 1884/85 уч. г. – СПб.: Лит. Яздовского, Ценз. 1885. – 836 с, 15 л. ил. – Написано от руки. – Литогр.
- … в 1887/88 уч. г. – СПб., 1887.
- … в 1898/99 акад. г. – СПб.: Лит. Егорова, 1899. – 252 с, 63 с. ил. – Литогр.
- Литургика: [Лекции]. – СПб., 1904. – 512 с. – Литогр.
- Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства. – [СПб.]: О-во любителей древн. письменности, 1899. – 23 с. – (Памятники древней письменности и искусства. Вып. 134).
- Материалы для истории русского иконописания. – СПб.: Тип. Сойкина, 1904. – 11, 16 с.
- Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. – СПб.: Тип. Елеонского, 1887. – [4], 57 с, 6 л. ил.
- Может ли Священное Писание быть единственным источником христианского вероучения, как неправо мудрствуют сектанты-рационалисты: (Полемические беседы с молоканином Лушниковым 12 авг. 1913 г.). – Н. Новгород: Тип. Нижегор. Губ. правления, 1913. – 27 с.
- Некролог Г.Ф. Филимонова // Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского искусства. – [СПб.], 1899. – С. 48–51.
- Необходимое разъяснение г-ну Симони по поводу 2-го Иконописного подлинника Антониева Сийского монастыря. – [СПб., 1907]. – 7 с.
- Новейшие воззрения на предмет и задачи археологии: Лекция, чит. студентам Ин-та во введении к курсу христианской археологии. – [СПб.]: Тип. Безобразова, 1880.– 4, 17 с.
- О некоторых памятниках древности в Турции и Греции. – СПб.: Тип. Елеонского, 1889. – 42 с. – Из: Христиан, чтение. – 1889.
- О следах на русском месте в Иерусалиме. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1887. – 10 с.
- Об иконе Святой Троицы: По документам Синодального архива. – [СПб.]: Тип. Акад. наук, [1888]. – 9 с: ил. – Отт. из: Зап. Рус. Археол. о-ва. – Т. 3.
- Об иконопочитании. – [Н. Новгород]: Тип. Нижегор. Губ. правления, [1910]. – 18 с.
- Определения Стоглава о святых иконах. – СПб., 1885. – 33 с! – Отт. из: Христиан, чтение. – 1885.
- Отзыв на книгу В.Т. Георгиевского «Флорищева пустынь». – СПб.: Тип. Акад. наук, 1899. – 4 с. – Отт. из: Отчет о 39-м присуждении наград гр. Уварова.
- Отзыв о сочинении проф. Н.П. Лихачева «Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных икон». – М.: Тип. Лисснера и Собко, 1914. – 16 с.
- Очерки памятников христианской иконографии и искусства. – СПб.: Тип. Катанского, 1894. – XVI, 327 с: ил. – Библиогр.: Указатель важнейших сочинений О памятниках искусства и иконографии древнехристианских, византийских и русских. – С. 321–326.
- То же. – 2-е изд., доп. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. – XVI, 481 с: ил.
- То же. – 3-е изд., пересмотр. – СПб.: Синод, тип., 1910. – XIV. 450 с: ил.
- То же. – СПб.: Лига Плюс, 1999. – 411 с: ил. – (Третье тысячелетие / Ком. по встрече третьего тысячелетия). – Библиогр.: с. 234–237.
- Памятники православной иконографии: Церковно-археологическое исследование // Христиан, чтение. – 1893. – № 1– 2. – С. 38–73; № 5–6. – С. 426–477; № 7–8. – С. 13–45; № 9– 10. – С. 185–211; № 11–12. – С. 385–404; 1894. – № 1–2. – С. 40–72; № 3–4. – С. 240–261; № 5–6. – С. 419–440.
- Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские: Конспекты лекций. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – 79 с: ил.
- То же. – СПб.: Тип. Сойкина, [1904]. – 81 с: ил. – Библиогр. указатель: с. 82–84.
- То же. – СПб.: Синод, тип., 1910. – 91 с, ил.
- Памятники церковной старины в Костроме. – СПб.: Синод, тип., 1909. –VI, 59 с, 32 л. ил.
- Перегородчатые эмали А.В. Звенигородского. – [СПб.]: Тип. Акад. наук, [1886]. -9 с: ил.
- По поводу Археологического съезда в Ярославле. – М.: Тип. Деп. уделов, 1887. – 6 с.
- Приложение к Конспекту лекций по церковной археологии, читанных студентам III–IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии в 1892/93 уч. г. – [СПб.]: Лит. Руднева, [1893]. – [2], 24 с: ил. – Литогр.
- Программа лекций по церковной археологии и литургике, читанных студентам III–IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии. – [СПб.]: Лит. Курочкина, [Ценз. 1899]. – 20 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Программа чтений по церковной археологии в 1884/85 акад. г. С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, Ценз. 1885. – 52 с. – Литогр.
- Программа чтений по церковной археологии за 1904/05 акад. г. – СПб., Ценз. 1905. – 14 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве: С объяснит, запискою. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. – 16 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1900.
- Происхождение древнехристианской базилики: Церковно-археологическое исследование: С 26 рисунками в приложении. – СПб.: Тип. Елеонского, 1880. – VIII, 211 с, 10 л. ил. – Библиогр. в примеч.
- Проповедническая деятельность преосвященного Анастасия Братановского. – СПб.: Тип. журн. «Странник», 1876. – 23 с.
- Раскопки на русском месте в Иерусалиме. – СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1886. – 22 с. – Рец. на кн.: Мансуров Б.П. Базилика императора Константина в Св. Граде Иерусалиме. – М., 1885. – 10, 200 с, 14 л. ил.
- Рецензия на книгу Ф. Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI по XIX век» // Зап. Рус. Археол. о-ва. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 143–151.
- Сийский иконописный подлинник. Вып. 1–4. – СПб., 1896–1898. – Памятники древней письменности. – CVI, CXIII, CXXII, CXXVI.
- Синодальный художник Алексей Антропов: (Из истории мер к улучшению иконописания в XVIII веке). – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1886. – 20 с. – Из: Христиан, чтение. – 1887.
- Справочная книжка для любителей церковной архитектуры. – СПб.: Тип. Милынтейна, 1904. – 107 с: ил. – Библиогр. в конце текста.
- Стенная живопись в Богословском монастыре Рязанской губернии. – Рязань: Тип. Губ. правления, 1888. – 5 с, 2 л. ил.
- Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. – М.: Тип. Лисснера и Романа, 1890. – IV, 172 с, 28 л. ил. – Библиогр. в примеч.
- Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. – Одесса: Тип. Щульце, 1887. – 97 с, 13 л. ил.
- Толкование образа Софии Премудрости Божией // Христиан, чтение. – 1891. – Ч. 1.
- Церковная археология: Лекции, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1887 г. – [СПб.]: Лит. Яздовского, Ценз. 1887. – 548, 8 с. – Написано от руки. – Литогр.
- Церковная археология в связи с историей христианского искусства. – Пг.: Тип. Лаврова, 1916. – XV, 226 с: ил.
- Церковная старина: (Замечания по поводу изучения церковных памятников). – СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1895. – 14 с.
- Церковная старина на Ярославском Археологическом съезде. – [СПб.]: Тип. Елеонского, [1888]. – 34 с.
- Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной Академии 1879–1909. – СПб.: Синод, тип., 1909. – IV, XXX, 15 с, 98 л. ил.
- Церковные древности в Новгороде: (По поводу поездки слушателей Археол. ин-та в Новгород). – [СПб.]: Тип. Деп. уделов, [1889]. – 9 с.
- Черты современности в проповедничестве конца прошлого и начала настоящего столетия. – СПб.: Тип. журн. «Странник», 1876.
- Чин коронования государей в его истории и современном состоянии. – [СПб.]: Тип. Деп. уделов, [1883]. – 32 с.
- То же. – СПб.: Скоропеч. и литогр. Пухира, 1896. – 36 с.
- Шестой Археологический съезд в Одессе. – СПб.: Тип. Елеонского, 1885. – 53 с.
- Энциклопедия христианских древностей: Рец. – [СПб.]: Тип. Елеонского, 1886. – 12 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1886.
Составительство, предисловие
- Лицевой летописец XVII века: [Снимки миниатюр с предисл. С.Ф. Платонова и Н.В. Покровского]. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893. – 2, 9 с, 7 л. ил. – [Издание ОЛДП].
- Синодик Колясниковской церкви: Печатан иждивением потомственного почетного гражданина Г.В. Юдина / Предисл. Н. Покровского. – СПб.: Тип. Скороходова, 1896–1899. – (Издание ОЛДП). – Текст рукописи на славян, яз.
- Литература о жизни и деятельности
- Голубцов А.П. Рецензия на книгу проф. Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» // Богослов, вестник. – 1892. – № 4. – С. 184–196.
- Двадцатипятилетие учено-академической деятельности профессора Н.В. Покровского, ординар, профессора С.-Петербургской Духовной Академии, директора Археологического института и члена разных ученых обществ. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 21с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1899.
- Кирпичников А.И. Отзыв о сочинении Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских». – СПб.: Тип. Скороходова, 1895. – 53 с.
- Малицкий Н. Николай Васильевич Покровский // Христиан, чтение. – 1917. – № 5–6.
- Профессор Николай Васильевич Покровский, директор Императорского Археологического института 1874–1909: Краткий очерк учен, деятельности. – СПб., 1909. – 6, 60, 4, 99–118 с, 6 л. ил., портр. – Библиогр.: с. 28, 32.
По кн.: Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. М.,2004.
Фото из архива СПбПДА