I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего церковного образования в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви (далее — Положение) разработано в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (от 30.07.2012 г.), [1] в рамках работы по подготовке Церковного образовательного стандарта высшего образования (далее — ЦОС ВО) 3-го поколения, принимая во внимание важность гармонизации нормативно-правовых документов Русской Православной Церкви в области образования с положениями Болонского процесса, государственных нормативных актов [2], действующих государственных образовательных стандартов [3], определяет виды, порядок организации и материальное обеспечение проведения практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего церковного образования в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви.
1.1.1. К области применения настоящего Положения не относится определение порядка распределения выпускников [4] духовных образовательных организаций Русской Православной Церкви (далее — ДОО Русской Православной Церкви).
1.1.2. К области применения настоящего Положения не относятся вопросы организации и прохождения практики обучающихся в ДОО Русской Православной Церкви и образовательных организациях высшего образования, имеющие представление Русской Православной Церкви, по светским направлениям подготовки [5]. Вместе с тем, настоящее Положение определяет необходимость обеспечения прохождения практики по светским направлениям подготовки обучающимися в ДОО Русской Православной Церкви и образовательных организациях высшего образования, имеющих представление Русской Православной Церкви, в епархиях, приходах и иных канонических подразделениях, организациях, предприятиях, учреждениях Русской Православной Церкви.
1.2. В самоуправляемых Церквах, Белорусском Экзархате и Митрополичьих округах настоящее Положение реализуется с учетом местного законодательства.
1.3. Практика является обязательной частью основной образовательной программы (далее – ООП) высшего церковного образования в ДОО Русской Православной Церкви.
Практика в соответствии с настоящим Положением – вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций и качеств обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущим церковным служением.
1.4. Цели и объемы практики (трудоемкость практики в зачетных единицах), а также требования к формируемым компетенциям и результатам обучения (умениям, навыкам, опыту деятельности) определяются ООП в соответствии с настоящим Положением, ЦОС ВО по направлениям подготовки и (или) специальностям высшего церковного образования.
1.5. В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ЦОС ВО, а также настоящим Положением, ДОО Русской Православной Церкви самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практики обучающихся.
1.6. Программы практики разрабатываются и утверждаются ДОО Русской Православной Церкви самостоятельно на основе образовательного стандарта и являются частью ООП.
1.7. Программа практики может предусматривать прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и сдачу квалификационных экзаменов.
1.8. Порядок организации практики для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий устанавливается ДОО Русской Православной Церкви.
II. Виды практики, формы и способы их организации
2.1. Основными видами практики обучающихся являются учебная и преддипломная практики.
2.2. Учебная практика может быть реализована в формах: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, необходимых для осуществления пастырского служения; научно-исследовательской работы; творческой практики и других формах по усмотрению ДОО Русской Православной Церкви.
2.3. Преддипломная практика может быть реализована в формах: практики по получению профессиональных умений и опыта, необходимых для осуществления пастырского и иного церковного служения; профессиональной деятельности; научно-исследовательской работы; педагогической практики, исполнительской практики; творческой практики и других формах по усмотрению ДОО Русской Православной Церкви.
2.4. В зависимости от способа организации практики делятся на выездные и стационарные. Выездные практики связаны с необходимостью направления обучающихся и преподавателей к местам проведения практик, расположенным вне территории населенного пункта, в котором расположена ДОО Русской Православной Церкви (филиал ДОО Русской Православной Церкви). Стационарные практики проводятся в структурных подразделениях ДОО Русской Православной Церкви или на предприятиях (в учреждениях, организациях), расположенных на территории населенного пункта, в котором расположена ДОО Русской Православной Церкви (филиал ДОО Русской Православной Церкви).
2.5. В рамках программ высшего церковного образования в ДОО Русской Православной Церкви устанавливаются следующие содержательные профили практики:
- богослужебный;
- миссионерский;
- катехизаторский;
- педагогический;
- молодежный;
- социальный.
2.6. ДОО Русской Православной Церкви могут формировать дополнительный перечень видов, форм проведения и способов организации, а также содержательных профилей практики в соответствии с ООП и ЦОС ВО.
2.7. Профильные синодальные учреждения Русской Православной Церкви (далее — ПСУ) являются ответственными за разработку и утверждение основных принципов содержательных профилей практики и их примерных программ.
2.7.1. Принципы богослужебной практики определяются Учебным комитетом Русской Православной Церкви. В качестве составляющих компонентов богослужебная практика включает в себя практику клиросного служения, практику алтарного служения и гомилетическую практику.
2.7.2. Принципы миссионерской практики определяются Синодальным миссионерским отделом (в области информационной миссии при согласовании с Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви) в соответствии с «Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».
Миссионерская практика должна соответствовать:
1) основным формам миссионерской деятельности:
- апологетическая миссия;
- информационная миссия;
- внешняя миссия;
- миссия примирения.
2) нравственным вызовам Церкви, которые появились в современном обществе, и связанным с этим задачам:
- вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача — нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);
- вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача — защита социально незащищенных слоев населения);
- вызов развития науки связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача — противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований);
- вызов информационного общества (миссионерская задача — противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);
- вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача — противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией).
3) требованиям к образу современного миссионера, черты которого необходимо сформировать за время обучения и укрепить в период прохождения практики по данному профилю.
2.7.3. Принципы педагогической и катехизаторской практики определяются Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (в части организации педагогической практики в ДОО Русской Православной Церкви — при согласовании с Учебным комитетом Русской Православной Церкви) в соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и иными документами в данной области.
Катехизаторская и педагогическая практика должна соответствовать:
1) основным формам катехизической и педагогической деятельности:
- предкрещальная катехизация (оглашение);
- катехизация крещеных взрослых, не участвующих в церковной жизни;
- систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами;
- предвенчальная катехизация и духовно-просветительская работа с семьей;
- православное обучение и воспитание детей и подростков в образовательных организациях Русской Православной Церкви, в приходских воскресных школах;
- православно ориентированное образование в образовательных организациях внецерковного подчинения;
- подготовка и распространение катехизических материалов;
- приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни.
2) нравственным вызовам Церкви, которые появились в современном обществе, и связанным с этим задачам:
- вызов, связанный с низкой религиозной грамотностью, культурой и мерой практического участия в жизни Церкви, лиц относящих себя к Православию (катехизическая и педагогическая задача – наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту);
- вызов, связанный с изменением духовно-психологического климата общества, рационализмом и прагматизмом, формирующими общество потребления (катехизическая и педагогическая задача – приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям христианства);
- вызов, связанный с разрушением связей между поколениями, отчуждением и противостоянием в семье (катехизическая и педагогическая задача – содействие налаживанию внутрисемейных отношений, повышение значимости семейных ценностей в подростковой и молодежной среде).
3) требованиям к образу современного катехизатора и православного педагога, черты которого необходимо сформировать за время обучения и укрепить в период прохождения практики по данному профилю.
2.7.4. Принципы молодёжной практики определяются Синодальным Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви в соответствии с документом «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви».
Молодежная практика должна соответствовать:
1) основным формам работы с молодежью:
- занятия для молодежи по изучению Священного Писания, вероучения Церкви, литургической традиции, постижению смысла богослужения и основ христианской жизни;
- миссионерские молодежные акции и поездки;
- молодежные социальные волонтерские проекты;
- молодежные лагеря;
- интернет-проекты;
- киноклубы;
- кружки по интересам;
- проекты по профилактике зависимостей;
- спортивные секции;
- военно-патриотические клубы;
- клубы молодой семьи.
2) нравственным вызовам Церкви, которые появились в современном обществе, и связанным с этим задачам:
- вызов взаимодействия Церкви, государства и общества (задача в области работы с молодежью — взаимодействие с государственными и общественными структурами в деле совершенствования законодательства, подзаконных актов и практики, касающихся жизни молодежи, а также формирование партнерских взаимоотношений с профильными государственными учреждениями и общественными организациями в общем деле воспитания молодежи.)
- вызов социально-экономических реформ (задача в области работы с молодежью – обеспечение возможностей всестороннего духовно-нравственного и творческого развития молодежи.)
- вызов информационного общества – (задача в области работы с молодежью – противодействие негативному влиянию СМИ и медиа среды, освещение позитивного опыта и возможностей церковного молодежного служения.)
- вызов утраты культурной идентичности (задача в области работы с молодежью — поддержка творческих инициатив молодежи в сфере православной культуры, нахождение условий использования позитивных тенденций в рамках современных молодежных субкультур.)
3) требованиям к образу современного молодежного работника, черты которого необходимо сформировать за время обучения и укрепить в период прохождения практики по данному профилю.
2.7.5. Принципы социальной практики определяются по своим направлениям Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (в соответствии с документом «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» [6]).
Социальная практика должна соответствовать:
1) основным формам социальной деятельности:
- социальное служение церковных организаций;
- благотворительность;
- добровольческая деятельность;
- сестричество.
2) нравственным вызовам Церкви, которые появились в современном обществе, и связанным с этим задачам:
- вызов взаимодействия Церкви, государства и общества (социальная задача – нахождение условий для формирование партнерских взаимоотношений церковных социальных учреждений с органами власти, с соответствующими государственными и общественными организациями);
- вызов социально-экономических и социально-политических реформ (социальная задача – защита и помощь социально незащищенным слоям населения);
- вызов законодательного регулирования социальной деятельности (социальная задача – использование механизмов предусмотренных действующим законодательством, для решения проблем социальной и благотворительной деятельности, воздействие на развитие и совершенствование законодательства в социальной сфере);
- вызов десоциализации общества (социальная задача – противостояние утрате индивидом социальных качеств, ценностей и норм, помощь в его самореализации в социальной среде).
3) требованиям к образу современного социального работника, черты которого необходимо сформировать за время обучения и укрепить в период прохождения практики по данному профилю.
2.8. Миссионерский, катехизаторский, педагогический, молодежный и социальный профиль практики составляют в учебном плане блок с совокупным количеством зачетных единиц, в рамках которых обучающийся может самостоятельно определять предпочтительный(-ные) профиль(-ли) практики, и распределять количество часов, отводимых на каждый из профилей единого блока по своему усмотрению.
III. Организация практики
3.1. Требования к организации практики определяются ООП и образовательным стандартом.
Организация учебной практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
3.2. Учебная и преддипломная практики осуществляются на базе епархий, приходов и иных канонических подразделений Русской Православной Церкви, предприятий (учреждений, организаций) (независимо от их организационно-правовых форм) и(или) структурных подразделений предприятий (учреждений, организаций), осуществляющих деятельность, соответствующую области и(или) объектам, и(или) видам профессиональной деятельности, указанным в образовательном стандарте.
3.3. В случаях, предусмотренных образовательным стандартом, учебная практика могут быть организованы непосредственно в ДОО Русской Православной Церкви (ее структурных подразделениях).
3.4. Сроки проведения практик устанавливаются ДОО Русской Православной Церкви в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком и с учетом требований образовательного стандарта и настоящего Положения.
3.5. Практики могут осуществляться:
- непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик, предусмотренных ООП), дискретно по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренного ООП),
- путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
В случае реализации практики непрерывно или дискретно по видам практик трудоемкость 1 недели практики не может превышать 1,5 зачетных единицы.
3.6. Для руководства практикой, проводимой в ДОО Русской Православной Церкви, назначается руководитель (руководители) практики из числа наиболее опытных преподавателей соответствующей кафедры ДОО Русской Православной Церкви.
3.7. Для руководства практикой, проводимой в епархиях, приходах и иных канонических подразделениях Русской Православной Церкви, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, назначаются руководитель (руководители) практики от ДОО Русской Православной Церкви и руководитель (руководители) от епархии, прихода и иного канонического подразделения Русской Православной Церкви, предприятия, учреждения или организации.
3.8. Учебная и преддипломная практики, проводимые в епархиях, приходах и иных канонических подразделений Русской Православной Церкви, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, организуются на основании договоров между ДОО Русской Православной Церкви и епархиями, приходами и иными каноническими подразделениями Русской Православной Церкви, предприятиями, учреждениями и организациями.
3.9. Руководители практики от ДОО Русской Православной Церкви:
- устанавливают связь с руководителями практики от епархии, прихода и иного канонического подразделения Русской Православной Церкви, предприятия, учреждения или организации и совместно с ними составляют рабочий график (план) проведения практики;
- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;
- принимают участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;
- оценивают результаты выполнения обучающимися программы практики.
3.10. При наличии в епархии, приходе и ином каноническом подразделения Русской Православной Церкви, на предприятии, в учреждении и организации вакантных должностей обучающиеся могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
На весь период прохождения практики на обучающихся распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий в епархии, приходе и ином каноническом подразделения Русской Православной Церкви, на предприятии, в учреждении и организации.
3.11. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью в епархии, приходе и ином каноническом подразделения Русской Православной Церкви, на предприятиях, учреждениях и организациях, вправе проходить в этих епархиях, приходах и иных канонических подразделениях Русской Православной Церкви, предприятиях, учреждениях и организациях учебную и преддипломную практики, в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных епархиях, приходах и иных канонических подразделениях Русской Православной Церкви, предприятиях, учреждениях и организациях, соответствует целям практики.
3.12. Объем нагрузки обучающихся при прохождении практик в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 35 часов в неделю.
3.13. Форма и вид отчетности обучающихся о прохождении практики определяются ДОО Русской Православной Церкви с учётом требований образовательного стандарта.
3.14. Результаты промежуточной аттестации по практике учитываются при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.
3.15. Обучающиеся, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.
Обучающиеся, не выполнившие программы практик без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность.
IV. Материальное обеспечение
4.1. В период прохождения практики за обучающимися, получающими предусмотренные стипендии, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение указанных стипендий.
4.2. Администрация ДОО Русской Православной Церкви обеспечивает отъезжающих на практику обучающихся билетами на проезд и необходимыми денежными средствами. Проезд к месту выездной практики и обратно оплачивается в полном размере.
В период прохождения всех видов стационарных практик суточные не выплачиваются.
4.3. Оплата преподавателям суточных, проезда к месту выездной практики и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится ДОО Русской Православной Церкви в соответствии с действующими государственными нормативными актами.
V. Практика обучающихся в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви, расположенных на территории Российской Федерации в рамках ФГОС ВПО
5.1. Учитывая также важность гармонизации учебного процесса в ДОО Русской Православной Церкви (на территории Российской Федерации) с положениями ФГОС ВПО настоящим Положением определяется необходимость приведения количества зачетных единиц, отводимых для практики в рамках учебного процесса в ДОО Русской Православной Церкви в соответствие с количеством зачетных единиц, отводимых для практики в рамках ФГОС ВПО. [7]
5.2. ПСУ, перечисленные в пунктах 2.7.2 — 2.7.4 настоящего Положения, могут оказывать содействие Учебному комитету в организации практики по своим направлениям деятельности.
5.3. Епархиальные Архиереи в срок до 20 февраля представляют в Учебный комитет запрос с указанием количества требуемых практикантов и характера предполагаемой их занятости во время прохождения практики по форме, определенной Учебным комитетом.
В тот же срок руководители ДОО Русской Православной Церкви предоставляют соответствующие списки обучающихся-практикантов по профилям практики, указанным в пункте 2.9. настоящего Положения, в Учебный Комитет, по форме, определенной Учебным комитетом и согласованной с ПСУ.
5.4. После рассмотрения заявок епархиальных Архиереев (и в случае необходимости — самих ПСУ), а также информации от руководителей ДОО Русской Православной Церкви, ПСУ и Учебный Комитет в срок до 1 апреля принимают согласованное решение о направлении практикантов в места прохождения практики.
5.5. На Учебный комитет возлагается ответственность за гармонизациию учебных планов ДОО Русской Православной Церкви и планов епархий по привлечению практикантских кадров для нужд епархий и ПСУ.
5.6. Перед отправкой практиканта в место прохождения практики с принимающей стороной и ДОО Русской Православной Церкви должен быть заключен договор, регламентирующий условия пребывания практиканта. Ответственность за заключение такого договора в срок не позднее 1 месяца до прибытия в место проведения практики ложится на епархиальных Архиереев. Без заключения соответствующего договора практикант не может быть направлен в место прохождения практики.
О срывах сроков отправки практикантов руководители ДОО Русской Православной Церкви информируют Учебный Комитет и ПСУ, которые, обобщая сведения, направляют их Святейшему Патриарху.
5.7. В целях обеспечения условий для наиболее рационального использования практикантских кадров в указанном Договоре должны быть учтены следующие положения:
1) проезд к месту прохождения практики и обратно оплачивается принимающей стороной;
2) содержание практикантов (включая предоставление жилья, не менее чем трехразового горячего питания, доступ к образовательным ресурсам (включая сеть «Интернет»), медицинское обслуживание, транспортные и иные служебные расходы) ложится на епархию, приход и иное каноническое подразделение Русской Православной Церкви, принимающее практиканта.
5.8. При направлении практикантов Учебный комитет учитывает:
1) потребности епархии, из которой обучающийся был направлен на обучение в ДОО Русской Православной Церкви,
2) необходимость направления практикантов в епархии, в которых наличествует существенный кадровый голод (список таких епархий определяется Указом Святейшего Патриарха),
3) расстояние от места обучения до места прохождения практики (в целях экономии средств),
4) качество организации практики обучающихся в конкретной епархии в предыдущий период (практиканты должны направляться прежде всего в те епархии, в которых наиболее качественно организован процесс прохождения практики).
5.9. Учебный комитет по запросу руководителей ДОО Русской Православной Церкви и по согласованию с ПСУ может предоставить право ДОО Русской Православной Церкви самостоятельно определять место прохождения практики обучающихся вверенного им ДОО Русской Православной Церкви.
VI. Последипломная практика
6.1. Выпускники ДОО Русской Православной Церкви, защитившие выпускные квалификационные работы (проекты) наиболее актуальные с точки зрения потребностей церковной практической жизни и включающие предложения по практическому применению полученных результатов исследований, могут подготовить и представить заявку на получение гранта для прохождения последипломной практики (стажировки) на базе одной из епархий или учреждений Русской Православной Церкви с целью реализации в практической области наработок, отраженных в выпускной квалификационной работе.
6.2. Порядок отбора наиболее перспективных с точки зрения реализации грантовых проектов осуществляется заинтересованной епархией или ПСУ по рекомендации Учебного Комитета в соответствии с Положением о грантах для выпускников ДОО Русской Православной Церкви.
[1] Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА от 30.07.2012, наложенная на рапорте Преосвященных митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста от 17.07.2012 г.:
[2] В частности для Российской Федерации: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования (далее — ФГОС ВПО)
[3] В частности для Российской Федерации: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее — ФГОС ВПО)
[4] В соответствии с пунктом 21 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года) разработать и представить Святейшему Патриарху и Священному Синоду проект положения о распределении выпускников духовных школ надлежит Учебному комитету при участии Управления делами Московской Патриархии
[5] К такого рода направлениям относятся (по ФГОС ВПО): 080100 — Экономика, 030300 – Психология 030600 – История, 030900 – Юриспруденция, 031300 – Журналистика, 032700 – Филология, 031600 -Реклама и связи с общественностью 032200 — Регионоведение России 035300 — Искусства и гуманитарные науки 080100 – Экономика 022000 — Экология и природопользование 072200 – Реставрация 072600 -Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 270100 – Архитектура 230700- Прикладная информатика и др.
[6] принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви
[7] Наиболее близким аналогом в светской системе подготовки обучающихся в ДОО Русской Православной Церкви существующим стандартам подготовки специалистов для нужд Русской Православной Церкви являются:
1. ФГОС ВПО Российской Федерации по направлению подготовки 033400 «Теология». Данным документом предусмотрен следующий объем практики в зачетных единицах [7]:
- квалификация (степень) «бакалавр» — от 15 до 17 зачетных единиц;
- квалификация (степень) «магистр» — от 32 до 38 зачетных единиц.
2. ФГОС ВПО Российской Федерации по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Данным документом предусмотрен следующий объем практики в зачетных единицах:
- квалификация (степень) «бакалавр» — от 12 до 15 зачетных единиц;
- квалификация (степень) «магистр» — от 54 до 58 зачетных единиц.
3. ФГОС ВПО Российской Федерации по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью». Данным документом предусмотрен следующий объем практики в зачетных единицах:
- квалификация (степень) «бакалавр» — от 14 до 18 зачетных единиц;
- квалификация (степень) «магистр» — от 27 до 37 зачетных единиц.