Сегодня мы празднуем память всех небесных воинств и сил бесплотных. Для нас они невидимы. Но человек, как это ему свойственно, пытается изобразить эти неведомые силы, и тогда появляются изображения ангелов, которые мы имеем сегодня в церковной иконографии. Зададимся вопросом: почему же мы празднуем память этих бесплотных сил? Ведь мы и они – в настоящий момент являемся причастниками двух совершенно различных миров – осязаемого и невидимого.
Наверное, у каждого верующего человека верный ответ на этот вопрос уже имеется: «Потому что эти два мира таинственным, совершенно необъяснимым образом соприкасаются». Давайте обратимся к тому, в каких моментах бытия происходит это соприкосновение.
Мы знаем, что ангелам вверено особое попечение о людях. Каждый день обращаемся в молитвословиях к ангелу-хранителю, за богослужениями в ектениях просим Господа даровать нам ангела мира, верного наставника, спутника, который будет сопровождать нас в каждую минуту нашей жизни. Почему бы, кажется, нам нужна помощь ангела?
Здесь важно вспомнить вот какой момент. Человеческая душа, после того как она уклонилась от послушания Богу, восприняла в себя первородное повреждение, и отныне является как бы некоей комнатой, дверь которой распахнута для вхождения сюда любого помысла: помыслы могут быть как благочестивые, направленные к Богу, так и греховные. Соединение с последними и их реализация в жизни может привести к огромным злодеяниям. И подчас мы очень слабы, чтобы даже в спокойной обстановке побороть бесовские прилоги, отвлекающие от сосредоточенности на духовном, не говоря уже о том, что в общении с ближними постоянное нравственное напряжение и памятование о любви к ближнему становится для нас непосильной задачей, и мы с раздражительностью и неразумием обрушиваемся на человека, тем самым повергая и свою душу в пламя осуждения.
Наши умственные способности достаточно велики, чтобы отличить черное от белого, но не будем забывать, что враг рода человеческого намного хитрее расставляет ловушки для нас. Да и современный ритм жизни не оставляет подчас даже секунды на раздумья в сложной ситуации. Духовные падения начинаются тогда, когда, к примеру, на оскорбление в наш адрес хочется сию же минуту ответить ещё более хлестким и режущим словом, или когда, упустив всего лишь пару малозаметных деталей в собственном пространном умозаключении относительно другого человека, мы можем совершенно расстроить его жизнь.
И как же сориентироваться в необъятном пространстве сего временного бытия и не стать жертвой обмана князя мира сего, чтобы, переходя в вечность, нам обрести вечное блаженство пребывания с Богом? Нам нужен тот, кто поможет разобраться в этой жизни и избежать зла, которое в результате διαβολή — отвращения от Бога – от века поселилось сначала ангельской, а затем и человеческой, воле. Нужен тот, кто смог победить в первой войне – и это ангелы. Вот те, чья воля осталась непричастной греху, те, которые с радостью взирали, как Бог создавал более высшее, чем они сами, творение – человека, и скорбели, видя, как он заразился грехом и пал, растеряв все свои силы. Видели ангелы и то, как Бог вочеловечился, принял на Себя дряхлую человеческую плоть и, распятый на Кресте, вернул нам потерянный рай –способность войти в бессмертие. И теперь светлые великие подчиненные Богу Силы – добрые посланники Божии срадуются вместе с нами, слыша слова догматика о том, что Господь укрепил, обновил нас, истлевших страстьми и «с небесными совокупил силами». И по первому призыву они устремляются к нам на помощь в борьбе с дьяволом и его ухищрениями.
Братия и сестры, чтобы спастись, мы должны вверить свою жизнь Богу и жить по правде Божией. И каждый знает, что такая жизнь всегда приводит к жесткому столкновению с «правдой» мира сего. И мы часто падаем, не способные ей противостоять. Но вспомним об ангелах, о мире, который неведом, но первое же обращение к его светлым обитателям непременно делает его духовно осязаемым, и мы получаем вспоможение в унынии и новые силы для борьбы за место в Царстве Божием, которое силою берется.
Проповедь чтеца Афанасьева Антона в день Собора Святого Архистратига Михаила 21 ноября 2014 года, произнесенная в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова.