Протодиакон Кирилл Журавлев. Фундамент добродетели

Протодиакон Кирилл Журавлев. Фундамент добродетели

«Так возлюбил Бог мир, что Сына своего единородного дал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, являются для нас с вами отправной точкой существования и одновременно конечной точкой нашего земного бытия. Все что творит Бог «зело добро», как говорит бытописатель. И всякое Божественное творение наполнено жизнью и смыслом. И естественно что жизнь твари зависит от Творца, с Которым творение находится в тесной взаимосвязи. И таковым связующим звеном является Божественная любовь к человеческому роду, о чем мы с вами слышим: «Так возлюбил Бог мир…».

Что мы с Вами еще знаем о любви Божественной?  Во – первых, Господь говорит: «заповедь новую даю вам – да любите друг друга»; во – вторых:   «нет больше той любви, как если кто жизнь свою отдаст, за други своя». Это тот самый пример, когда Бог жертвует Собой ради творения, и в — третьих «Возлюби Бога всем сердцем твоим, и ближнего твоего как самого себя», — в этих двух заповедях выражена основная мысль всего Ветхого Завета и пророческих изречений, —  говорит Господь наш Иисус Христос.

Однако произошло нечто непоправимое в отношении между Богом и человеком, а именно грехопадение. Грех разрушил эту взаимосвязь и человек стал уже не вечным творением, а временным.  И, чтобы прекратить это состояние медленного умирания человеческого рода, восстановить эту связующую нить в отношениях Бога с человеком, примирить горняя с дольними, Богу необходимо было пожертвовать Собой ради человека: «вознестись подобает Сыну человеческому». Имеется в виду Его Крестная жертва. Вознестись на древо, значит пострадать и принять мученическую смерть. Путь к славе лежит через страдания, и поэтому путь всякого христианина это путь скорбей и болезней. Для того апостол Павел и говорит: «Пусть постоянно приходит вам на ум, что Иисус Христос, будучи Богом, не нуждался в принятии плоти, чтобы уподобиться Богу, но уничижил себя, добровольно приняв образ раба…, и видом был как человек, смирил себя, послушен был даже до смерти Крестной…». Вот какой пример смирения, подает нам Господь Иисус Христос. И прежде всего, совершенная любовь формируется в человеке, через приобретение навыка смирения и кротости.

Но каким образом можно достичь этого мирного состояния сердечного? В этом главное не переусердствовать. Однажды к преп. Серафиму подошел брат — монах и спросил старца благословения носить вериги. Тогда Преподобный ему ответил: «Безропотное и кроткое перенесение обид – это вериги наши и власяница. Однако не должно предпринимать подвигов сверх меры… Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни». Бог не требует от нас каких-либо титанических усилий, вроде постоянных земных поклонов и ежедневного чтения акафистов. Он также не требует от нас приносить десятину в Церковь или постоянно ездить по святым местам. Он не ждет от нас технологических открытий способных доказать Его существование, чего ищут люди в основном неверующие. Точнее будет сказать: Бог не хочет от нас всех этих видимых формальностей. Но Он желает от нас гораздо меньшего и пожалуй самого драгоценного, из того что мы имеем. Бог желает поселиться в нашем сердце и согреть его Своей Божественной любовью. Однако только через смирение человека, Бог может проникнуть в наше сердце и обитать в нем. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», говорит св. пророк и псалмопевец Давид.

Итак – смирение – вот что является фундаментом добродетели и началом пути к вечной жизни. Приобретение и стяжание внутреннего мира, через прощение обид и терпение скорбей. Смирение является также первой из девяти заповедей блаженства. «Блаженни нищии духом». Отношение к нашим ближним как к самому себе. Не ложное смиренничество, которое является следствием  гордыни и лицемерия, а истинное состояние сокрушенного сердца, способного прощать обиды и не помнить зла. «Кто хочет среди вас быть главным, да будет всем слугой, а кто хочет быть старшим, да будет всем раб», О чем говорил Христос ученикам Своим на Тайной Вечери.

И наконец, для того чтобы не уподобиться злым виноградарям, о которых мы с вами сегодня слышали, — сердце которых было ожесточено злобой, а очи которых ослеплены гордыней, — нам необходимо научиться смирению, чтобы увидеть и впустить Христа в виноградник своего сердца, и наследовать вечную жизнь. Аминь.

// Проповедь протодиакона Кирилла Журавлева за Божественной литургией в Неделю 13-ю по Пятидесятнице 22 сентября 2013 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 22.09.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter