Протодиакон Константин Маркович. Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика.
В повседневной жизни слова “мистика” “мистицизм”, “мистический” “мистерия” часто употребляют как синоним чего-то таинственного, обладающего особым смыслом, скрытым от общедоступного понимания. Также понятию “мистицизм” придают значение личного, внутреннего соприкосновения человека с областью сверхъестественного и осмысления возникающих в результате чувств и переживаний. В этом смысле мистицизм является необходимым элементом любой религии. Более того, адепты оккультных и эзотерических течений называют свои воззрения мистицизмом, тем самым пытаясь придать им бóльшую привлекательность в глазах людей, малосведущих в области религии. Разумеется, подлинный христианский мистицизм отличатся от мистицизма иных религий в той же степени, в какой эти религии, или оккультизм, отличается от Евангельской истины. Содержание и цель христианского мистицизма выражаются в словах Спасителя: “Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его” (Ин 14:6-7). Христианство предполагает два рода религиозного знания – знания о Боге и знания Бога. Знание первого рода приобретается через изучение Божественного Откровения, выраженного в Священном Писании и Церковном Предании. Догматические определения соборов, аутентичные литургические тексты, авторитетные писания Святых отцов и учителей Церкви, канонические установления достоверно раскрывают и интерпретируют истину Евангельского вероучения, сообщенную Христом через свв. апостолов Его Церкви. Формированию религиозного мировоззрения способствует изучение не только богословия, но естественных наук, (“Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” (Рим 1:20)), философии, гуманитарных наук. Основным средством постижения здесь является человеческий разум. Не случайно Церковь называет явление в мир Христа воссиявшим “Светом Разума”, который научает ведению правды Божией (Тропарь Рождества Христова). Следует всегда помнить, что точное знание о Боге невозможно получить вне Церкви, которая по слову св. ап. Павла, есть “Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (1 Тим 3:15). Знание истинного, неповрежденного вероучения очень важно потому, что нельзя достигнуть спасения, не зная и не исполняя Божественного закона. Но само по себе знание и исповедание веры, насколько “ортодоксальным” оно бы не было, не приводит к спасению. “Ты веруешь, — говорит св. ап. Иаков — что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иак 2:19-20) Иного знания – “Знания Бога”, Боговедения, человек может достичь лишь путем личного живого опыта христианской жизни. Христианин призван Господом к деятельной, активной вере, которая предполагает исполнение Евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Любовь к Богу проявляется в стремлении к общению с Ним в непрестанной личной молитве, в богослужении и церковных таинствах, к очищению своей души от греховных склонностей и страстей посредством аскетического подвига, и, как конечной цели, достижению духовного состояния чистоты и святости. В результате такой деятельной духовной жизни христианин свой личный опыт Богообщения, через который человек узнает Бога. Богообщение – это движение Бога и человека навстречу друг другу. В молитве и служении человек устремляется навстречу Богу, и Бог отвечает на это стремление и действует в душе человека силой Своей благодати. Этот опыт личного общения человека с Богом называется мистическим. Практика духовной жизни, дающая возможность обрести личный опыт Богообщения, называется христианским мистицизмом. Теория этого опыта, изложенная в рамках христианского вероучения, называется мистическим богословием. Слово “мистицизм” этимологически происходит от греческого слова μυστήριον (тайна, таинство), которое в свою очередь происходит от “μυέω” (учить, просвещать; вводить в таинства, посвящать). Религиозное значение слово “μυστήριον” приобрело в эпоху поздней античности, последовавшую после завоеваний Александра Македонского (356-323 гг. до Р. Х.). Именно в это время древние культы греческих городов-государств, существовавших изолированно друг от друга, вытесняются новыми, т. н. “мистериальными” культами, в которых сочетались элементы различных верований – греческих, египетских, ассирийских. Таковыми являются культ Озириса и Изиды, Элевсинские мистерии, культ Гермеса-Трисмегиста и т. п.. Эти культы соответствовали космополитизму эллинистического мира той эпохи, потому что в них национальная или культурная принадлежность не имела значения. Эти культы были строго элитарными, и их последователи считали, что истинное и возвышенное религиозное знание доступно только узкому кругу посвященных (мистов), которые приобретают его в результате участия в тайных обрядах, исполненных символического значения. Мистериальные культы постепенно приобрели тесную связь с неоплатонизмом – философско-религиозным направлением, доминировавшим в умах образованных жителей античного мира в уже начале христианской эры. Историки религии часто ищут параллели между античными мистериальными культами и христианством, пытаясь доказать, что между происхождением и содержанием христианской религии и мистериальными культами поздней античности существует какая-то связь. Христианство по своему происхождению и по своему учению не имеет и не может иметь никакой связи с язычеством, тем более, что Христос проповедовал народу, который старался сохранять свою религиозную и культурную идентичность. Все то, что возвестил миру Христос, Он “слышал” от Отца (Ин 8:26). Но эти культы, также как и позднеантичная философия, сформировали сознание, мировоззрение, лексикон тех людей, к которым непосредственно было обращено христианское благовестие за пределами Палестины. Новый Завет был написан на греческом языке той эпохи. Поэтому естественно, что авторы новозаветных книг используются понятия и термины, которые употреблялись в среде их современников. Христианский мистицизм есть подражание Христу (1 Кор 4:16). Христос показал образ тех отношений со Своим Небесным Отцом, которые являются идеалом мистического опыта. Христос и Отец едины не только в силу единосущия по Божественной природе, но и в силу Сыновней любви и всецелого послушания Богочеловека Иисуса Христа воле и промыслу Бога — Отца в деле искупления и примирения человечества через Его Крестную Жертву, смерть и воскресение. В единстве с Богом-Отцом прославляется Сын Божий — Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. И эту небесную славу Он дает тем (Ин 17:22), кто через благодарное восприятие подвига, совершенного Им становится членом Его Тела – Церкви, и через мистический опыт жизни в этом Таинственном Теле Христовом обретает единство с Триединым Богом. Основным содержанием проповеди Спасителя было возвещение грядущего Царства Божия. В беседах с народом Он редко говорил прямо, но использовал язык образов, иносказания и притч. Избранному кругу своих учеников Он объяснял их значение, говоря при этом “ Вам дано знать тайны (μυστήρια) Царствия Небесного, а им не дано” (Мф 13:11). Таким образом, Христос полагал разделение между теми, кто слушал Его учение. То, что могло быть сообщено узкому кругу близких учеников, не могло быть сообщено народу или быть услышанным книжниками и фарисеями. Означает ли это, что Христос культивировал в среде своих учеников дух “элитарности” или провозглашал им какое-то особую, “эзотерическую” доктрину? Нет. Учение Христа, обращенное к апостолам за закрытыми дверями и толпам слушателей, собравшимся на берегу Генисаретского озера было тем же по содержанию. Христос возвестил “домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, …, дабы ныне соделалась известной через Церковь …” (Еф 3:9). В Новом Завете многократно встречаются такие выражения, как “тайна Божия”, “таинство благочестия”, “таинство веры”, которые означают Божественную истину, некогда сокрытую от человека, но возвещенную воплотившимся Сыном Божиим (Рим 14:24). Мистическое знание, ведение Тайн Божиих, не приобретается посредством разума. Более того, мистическое прозрение, видение духовного мира, может сопровождаться особым состоянием, называющимся “экстаз” или “исступление”, в котором происходит полное отрешение от всего чувственного и рационального. Придя в “исступление”, ап. Петр видел явление небесного сосуда с нечистыми животными и слышал слова: “Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым” (Деян10:10-15). Ап. Павел, не зная, был ли он в теле или вне тела, был восхищен до “третьего неба” в “рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор 12:2-5). Ап. Иоанн Богослов созерцал видения Апокалипсиса, будучи “в духе” (Откр 1:4; 4:2; 17:3.). Мистическое знание постигается сердцем. Под этим понятием подразумевается глубинная сущность личности, средоточие души и духа человека. В сердце находится нравственное самосознание человека, в сердце заключены его чувства и эмоции. Сердце является источником благих или, наоборот, греховных устремлений. Чистота сердечная приводит человека к созерцанию Бога (Мф 11:25.), поэтому это является необходимым условием достижения мистического единства с Богом. Бог по своей сущности невидим и непостижим, но человек, очистивший свое сердце, созерцает Бога в Его энергиях – действиях и силах, посредством которых Он являет Свое присутствие в сотворенном мире и жизни человечества. Более того, через очищение своего сердца и преображение внутреннего духовного мира человек достигает главной цели мистической жизни – уподобления Богу, именуемое “обожением”. Чистоты сердечной человеку невозможно достичь самостоятельно, без действия Божественной благодати. Состояние нравственной чистоты является результатом совместного действия Божественной благодати и человеческой воли, которое в богословии называется “синергия”. Дары благодати Святого Духа были ниспосланы Церкви Триединым Богом в день св. Пятидесятницы, и подаются каждому христианину через участие в Богослужении и Таинствах Церкви. Церковное богослужение является знамением, знаком незримого, но реального присутствия Христа в собрании верных (Мф 18:20), прежде всего, в Таинстве св. Евхаристии. Именно св. Евхаристия дает возможность христианам обрести общение и теснейшее единство с Христом и друг с другом, поэтому св. Евхаристия — это таинство единства Христа с Его Церковью. Св. Иоанн Богослов в своем мистическом видении называет таинство Евхаристии, совершаемое Церковью,брачной вечерей Агнца, участие в которой возводит к блаженству (Откр 19:9). Находясь вне Церкви, человек находится вне общения с Богом, следовательно, он не может приобрести подлинного мистического опыта, так же как и спасения своей души.