29 августа (11 сентября по новому стилю) Православная Церковь совершает память страдальческой кончины – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Согласно богослужебному уставу, Усекновение — великий праздник. В канун его совершается торжественное всенощное бдение, а в сам день – торжественная Божественная литургия. Одновременно – это скорбный день, в который предписывается строгий пост.
В своем поучении в день Усекновения преподобный Иустин Попович сказал: “Сегодня – малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей”.
Праздник Усекновения главы св. Иоанна Крестителя появился в церковном календаре в глубокой древности. Считается, что впервые 29 августа стали отмечать в Александрии и Египте не позднее IV в. Однако этот обычай быстро распространился по всему христианскому миру. Приблизительно в 414 и 415 годах блаж. Августин Иппонский произносил поучения в этот праздник (Sermones 307; 308). Празднование Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя предписывалось в древних сирийских, италийских, мозарабских (вестготских)[1] календарях. Св. Андрей Критский и св. Иоанн Дамаскин составили каноны утрени на праздник Усекновения, которые употребляются доныне в Православном богослужении в этот день.
Понятие “праздник” в литургическом лексиконе означает богослужебное воспоминание того или иного события библейской истории или же подвига кого-то из святых, установленного в определенный день церковного календаря. В этот день Церковь предписывает верующим быть “праздными”, т. е. свободными от мирских забот и ежедневной рутины и принять участие в церковном богослужении. Однако недостаточно только посетить храм в праздничный день. Необходимо отрешить свое сознание от повседневной суеты и посвятить себя размышлению о том, в чем кроется значение и важность воспоминаемого события для Церкви в целом и каждого из ее чад в отдельности или какой жизненный пример явил человечеству тот святой, память которого празднуется в данный день.
Св. Иоанн Креститель уже от рождения был избран Господом к пророческому служению. “И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их (Лук.1:76-77)” – воспел священник Захария, предвидя жизненный путь своего долгожданного сына. Св. евангелист Лука кратко сообщает об отроческих и юношеских годах св. Иоанна: “Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю” (Лук. 1. 80). В современной библеистике существует версия, что данный стих указывает на то, св. Иоанн жил и воспитывался у ессеев, которые жили замкнутыми общинами в Иудейской пустыне неподалеку от Мертвого моря. Ессеи чуждались общения с внешним миром, даже избегали посещения Иерусалимского храма, обязательного для всех евреев. Они жили в безбрачии и строгой аскезе. Косвенным подтверждением этой версии может служить тот факт, что в знак покаяния и очищения от греховной скверны св. Иоанн всех приходивших к нему крестил, то есть совершал ритуальное омовение в реке Иордан. Ритуальное омовение, символизирующее нравственное очищение, являлось характерным обычаем ессеев. Также следует заметить, что Иоанн Креститель проповедовал и крестил в устье Иордана — там, где река впадает в Мертвое море. Это место находится на расстоянии приблизительно двух десятков километров от знаменитого Кумрана, основного поселения ессеев.
Св. Иоанн Креститель проповедовал покаяние, без которого нельзя избежать грозного суда Божия. Он также возвещал близкое пришествие Мессии-Христа, называя себя “гласом вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему”(Лк. 3. 4). Несмотря на всю суровость обличений, в проповеди Иоанна Крестителя не было ничего, что бы могло показаться “ересью” и смутить правоверных иудеев. Покаяние и страх Божьего Суда, напряженное ожидание и надежда на скорейшее пришествие Мессии во все времена были главными темами не только грозных речей ветхозаветных пророков, но и регулярных поучений раввинов — т. е. евангельских книжников в синагогах. Но мы видим, с какой недоброй подозрительностью к св. Иоанну приходят посланцы иерусалимских фарисеев, дотошно выспрашивая, за кого он себя выдает – за Мессию, за Илию, или за пророка (Ин. 1. 20-21). Считая себя духовной “элитой”, которой принадлежит исключительное и безраздельное право учительства, они видят в каждом самобытном проповеднике угрозу своим привилегиям. А если этого проповедника увлеченно слушает народ — то потенциального разрушителя общественного порядка. Именно поэтому книжники и фарисеи молчаливо проигнорировали жестокое злодеяние Ирода Антипы.
Св. Иоанн крестит Христа, вместе с Ним слышит голос Бога-Отца “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”, зрит явление Святого Духа в виде голубя. Он уверенно указывает на Христа и свидетельствует перед своими учениками и народом: “Вот Агнец Божий” (Ин. 1. 36.). Однако, находясь уже в темнице, Иоанн вдруг посылает двух своих учеников ко Христу с вопросом ”Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? ” (Мф. 9. 3.). Неужели Иоанн вдруг стал сомневаться, узнал ли он тогда на Иордане истинного Мессию? Нет, Иоанн сам не сомневался. Но он сделал это ради своих учеников, чувствуя приближение своей кончины. Некоторым из учеников Иоанна казалось, что Иисус и его ученики не столь аскетичны, как Иоанн и не столь педантичны в соблюдении обрядовых предписаний закона (Мф. 9.14.). Иисус дает им исчерпывающий ответ: “слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.” (Мф. 11. 4.). Тем самым Иоанн показал своим последователем, что его миссия завершена и отныне они должны следовать за Иисусом.
Земная жизнь св. Иоанна Крестителя закончилась мученической смертью, которая предвозвестила крестные страдания и искупительную жертву Христа на Голгофе. Об обстоятельствах казни св. Иоанна Крестителя повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29). Кроме того, дополнительные подробности об этом сообщает иудейский историк Иосиф Флавий в своем фундаментальном труде “Иудейские Древности”(18. 5. 2.) . Вот что пишет Иосиф о казни св. Иоанна “”Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода. Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен”. Иосиф сообщает нам также имя дочери Иродиады — Саломея.
Обличая Ирода за беззаконное сожительство с женой своего брата, которое являлось не только нарушением Божественного Закона, но и открытым пренебрежением элементарными правилами приличия, принятыми в обществе, св. Иоанн занял, как принято говорить в наше время, “принципиальную гражданскую позицию”. Он обличал царя, который превратил свое царское достоинство в посмешище. Беззаконные отношения Ирода и Иродиады свидетельствовали об их глубоком нравственном падении. Также как и неистовый танец царской дочери перед опьяненными гостями царского пира был вопиющим нарушением приличий. Этим могли заниматься только танцовщицы, к которым относились почти также, как к публичным женщинам. На этот факт особо указывал св. Иоанн Златоуст: “…девица, .. которой надлежало скрываться от света по причине позора своей матери, пышно является в собрании и, отложив девический стыд, затмевает собою всех блудниц”. Безумная клятва Ирода и столь же безумное ее исполнение — все это могло произойти только в состоянии безумного неистовства, вызванного опьянением. И за этим стоит холодная и расчетливая месть бесстыдной и обозлившейся женщины — Иродиады, которая готова на любую подлость ради достижения своей эгоистической цели – уничтожить того, кто мешает ее сиюминутному “счастью”.
Как повествует церковное предание, тело св. Иоанна было похоронено в г. Севастия (Самария). Отсеченную голову Иродиада не позволила похоронить с его телом и спрятала её в своём дворце. Оттуда она была выкрадена Иоанной, женой домоправителя Иродова дворца Хузы, и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. На месте обретения главы св. Иоанна построен знаменитый Вознесенский Елеонский женский русский монастырь, называемый иногда еще “Русская свеча” благодаря высокой монументальной колокольне. В настоящее время существуют две противоречивые версии нахождения главы св. Иоанна. Согласно первой, она захоронена в мечети Омейядов в Дамаске, которая первоначально являлась христианской церковью. По другой — глава св. Иоанна почивает в Риме в церкви св Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите). Тело св. Иоанна было обретено нетленным в IV в.. однако гонения Юлиана Отступника было сожжено по приказу нечестивого императора. Сохранилась десница св. Иоанна, которая на протяжении многих веков была главной святыней Мальтийского рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского. В настоящее время находится в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Черногория).
Протодиакон Константин Маркович.
[1] Королевство Вестготов находилось на современной территории Испании.