Все болезни родом из детства. Говорят, что эта мысль принадлежит Сент-Экзюпери.
Во всяком случае, физиология на уровне предрасположенностей формируется наиболее ярко в момент зачатия, за 40 недель беременности и ещё как минимум в 12 первых месяцев жизни. Это то, что принято называть конституциональным типом. Он будет определять уровень здоровья и степень подверженности заболеваниям до конца жизни.
Конституция человека определяется не только совокупностью телесных, но и душевных поведенческих качеств, она есть дар природы и не меняется до конца жизни.
Но всё, же нельзя не заметить, что огромную роль в формировании конституционального типа играет эмоциональная атмосфера, царящая дома во время беременности матери, первые месяцы жизни младенца.
Говорят, что на 50% течение беременности определяется настроением будущей матери. Как она относится к своему новому состоянию. Любит ли и прислушивается ли она к этой новой, развивающейся в ней жизни.
Русский врач-акушер Максимович – Амбодик считал термин «беременная» крайне неудачным, потому что зародившуюся жизнь нельзя считать бременем. Женщина благословенная плодом – так следовало бы величать будущую мать. А раз так, то и духовная жизнь матери, погружённость её эмоциональной чувствительности в высокое искусство, сопряжённость с природой и чистый воздух, имеют не меньшее значение, чем вкусная и здоровая пища соответствующая её состоянию и здоровью.
Давно замечено, что особое благотворное влияние имеет классическая музыка, а для верующего человека, погружённого в православную церковную культуру, музыка литургическая. Например, Всенощная С.Рахманинова или литургия П.Чайковского, которые передают особый колорит национальной духовной культуры.
Любая женщина, ожидающая ребёнка, сверхчувствительна и для развивающегося в её утробе плода не безразлично, какие переживания и настроения её посещают. Отрицательные эмоции враждебны не только матери, но и ребёнку.
Снимки, сделанные шведским фотографом Леннартом Нильсоном с помощью микроскопической камеры, показывают, что младенец в утробе матери не является просто «плодом», продолжением материнской телесности, это уже настоящий человек. У него наблюдается вкусовая реакция, судорожные движения в ответ на волнение матери, испытываемую ею физическую боль. У ребёнка уже в утробе матери наблюдается смена мозговых ритмов, которая характерна для фаз быстрого и медленного сна у взрослых. Кроме того, рождённый ребёнок не является «чистым листом» в плане умственного и эмоционального развития и его поведение тесно связано с состоянием матери.
Нет никаких сомнений в губительном влиянии на здоровье будущего ребёнка никотина, алкоголя, наркотиков, безнравственного поведения в сексуальном плане.
Разумеется, не все дети женщин злоупотреблявших алкоголем рождаются с врождёнными уродствами или с неполноценной психикой, но риск очень большой даже в случае единичных злоупотреблений алкоголем. Алкоголь, проникший через плаценту в мозг ребёнка, может помешать развитию функций образного мышления или правильной артикуляции речи. Это также в будущем может отразиться и на способности ребёнка к полноценному запоминанию информации.
Психологи утверждают, что ранний токсикоз сопровождает ту беременность, которая является нежелательной или при которой женщина не чувствует к себе любви со стороны отца будущего ребёнка или же находится в плену страхов и переживаний.
Известно, что ребёнок, не получающий в достаточном количестве материнское молоко, в интеллектуальном плане развивается не достаточно интенсивно. Из Древнего Египта до нас дошёл текст, датируемый III тысячелетием до Рождества Христова «Поучение визиря Птахеттепа своему сыну». «Почитай свою мать, — говорится в нём, — которая в течение трёх лет кормила тебя грудью и не брезговала твоими грязными пелёнками». А гениальный философ поздней античности Плотин питался молоком своей кормилицы до семи лет.
В этой связи нельзя не отметить, что проблемы с материнским молоком часто возникают у женщин вследствие имевших место абортов.
Есть исследования, которые утверждают, что 50% детей в Канаде и 90% в России родились, чудом избежав аборта. У этих детей на подсознательном уровне присутствует ощущение угрозы, что, по мнению некоторых психологов, является одной из главных причин развивающейся агрессии. И не только против других, но и направленных на самих себя.
Все перечисленные причины многочисленных проблем так часто возникающих у современных женщин в связи с ожиданием ребёнка, свидетельствуют не о необходимости технически выверенного поведения в период беременности, а о важности нравственно обоснованного поведения женщины, готовящейся стать матерью. С точки зрения православной христианской культуры, ответственное осознание будущего материнства необходимо воспитывать с детства. Причём таким образом, чтобы с определённого возраста девушка стала готовить себя к материнству, самостоятельно формируя свою ответственность перед Богом за своё жизненное предназначение. Только в этом случае её внутренний мир будет развиваться в гармонии с собственной природой.
Для нормального развития ребёнку необходимы родители обоих полов и ответственность супруга за духовное и телесное здоровье будущей матери его детей ничуть не меньше. В этом отношении они вместе предстоят перед Богом и в ожидании и в благодарности за дарование им детей. Верность, воздержание, терпение и внимание к проблемам супруги и будущей матери его детей – эти качества должны преимущественно воспитываться, как характеристики мужественности и достоинства.
Основные поведенческие стереотипы материнства и отцовства, прежде всего, усваиваются детьми в семье. К великому сожалению, благополучная в нравственном отношении семья для современного общества большая редкость. На самом деле это и есть наиболее характерная причина всех детских болезней и печалей. У известного русского писателя начала XX века есть очень знаменательный рассказ «Цветок под ногой», в котором рассказывается, как однажды ребёнок случайно подсмотрел измену своей матери и был раздавлен как цветок под ногой. Для ребёнка безнравственное поведение родителей станет нормой только тогда, когда он сам согласится на эту безнравственность как на норму поведения. И это в обществе со здоровыми нравственными представлениями тотчас сделает его ассоциативным, выпадающим из сообщества уважаемых людей. Попытка же построить социальную жизнь на терпимости к безнравственности неминуемо приведёт к гибели общественного самосознания и невозможности существования общественных институтов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Исторические примеры здоровых головорезов — физкультурников античной Спарты, фашистской Германии или большевистской России свидетельствуют всё же о том, что физическое здоровье скорее вредно для безнравственного человека, чем полезно.
В своё время, афинский философ Платон очень беспокоился о том, что «молодёжь не уважает пожилых людей и слишком быстро ездит». Афины именно в его время были побеждены Спартой, чем и закончился золотой век пятидесятилетнего афинского процветания. А потом были войны Александра Македонского и кости большинства этих молодых людей остались в пустыни по дороге в Индию.
Таким образом, мы хотели бы подчеркнуть, что физическое здоровье ребёнка, которое даёт ему право на гармоничное, полноценное участие в жизни общества и возможность творческой инициативы, на взаимную любовь и искренний поиск смысла жизни, а, значит, и в определённой мере, счастье – начинается с нравственного здоровья матери. Которое, зачастую, предопределяет и её физическое здоровье, и здоровье её ребёнка. Какие-то возможные исключения здесь ничего не решают, так как должны быть подвержены отдельному анализу.
Конечно, вся эта причинная цепочка должна иметь своё основание. Нравственная жизнь – это всегда подвиг и он должен совершаться во имя достойной цели. В христианстве она выходит за границы целей как материального, так психического характера. Быть достойным вечности – значит научиться любить и ради этой любви быть готовым умереть, чтобы жить со Христом. Настоящее, самоотверженное материнство, всегда подверженное различного рода рискам, требует навыков осмысленного самоограничения, которое возможно, с нашей точки зрения, только лишь при духовной обоснованности личности.