Протоиерей Аркадий Северюхин. Социализация выпускников системы детских домов

Социализации выпускников системы детских домов.

Постановка проблемы и пути решения

Основной проблемой воспитания детей, находящихся в системе детских домов и интернатов, является неблагоприятная жизненная среда. Живя в городе, с его постоянными стрессами и отчуждением, в замкнутом пространстве интерната, лишенные нормальной семьи, дружеских отношений, навыков труда, заботы, личной ответственности, выпускники системы оказываются людьми болезненными и совершенно не приспособлены к жизни. Они не научены трудится, самостоятельно принимать решения, не могут элементарно позаботиться о себе. Все это приводит к огромным проблемам адаптации выпускников системы в социуме. Адаптироваться, как правило, им приходится в той же агрессивной городской среде.  По статистике, именно городские жители, постоянно подвергающиеся информационным атакам, и ограниченные в движении, чаще страдают от депрессий и синдрома хронической усталости. Выпускников системы детских домов-интернатов все это касается в особенной и превосходной степени. Исходя из всего этого, основной задачей в деле социализации детей-сирот становиться  воспитание в них чувства ответственности, заботы, навыков труда, необходимости постоянно прилагать усилия в определенном направлении. Как всему этому можно научить детей, лишенных нормальной семьи и дома, примеров отца и матери, да еще в городе с его тысячами соблазнов и тотальной разобщенностью? Создать условия наиболее приближенных к нормальным (домашним) может жизнь на земле, в деревенском доме с хозяйством. Где каждое утро надо начинать с того, что необходимо принести воду, наколоть дрова, покормить домашних животных, приготовить пищу, сделать массу других необходимых дел. Все эти дела дети должны научится делать самостоятельно под постоянным присмотром наставника в обстановке, приближенной к домашней.

 Что необходимо сделать

В сельской местности районе (например в Старорусском районе, в Новгородской или Псковской области) покупается земля, на которой строиться три дома пятистенка 6х10 (каждый рассчитан на проживание пяти детей), дом-часовня (библиотека, клуб), дом наставника, баня 4х6, хлев для домашних животных. Возле каждого дома — небольшое огородное хозяйство. Наставники, сменяя друг друга живут в поселении, ведя хозяйство, круглогодично. Дети-сироты приезжают на срок от недели до двух-трех месяцев. Жизнь в этом своеобразном трудовом лагере начинается с получения самых простых навыков жизни на земле. Дети учатся  колоть дрова, топить печку, вести хозяйство, ухаживать за домашними животными и огородами. Присутствие взрослого наставника-мужчины позволяет компенсировать однобокость женского воспитания интернатской системы. Реализация принципа “делай как я” помогает  преодолеть комплексы собственной несостоятельности, годами формирующиеся у проблемных детей. Вместо жесткого контроля воспитателей — простые подсказки наставника, дружеская обстановка, здоровая размеренная жизнь на природе, совместное ведение хозяйства, понятная необходимость простых дел и забот, вписанных в единый круг дня, недели, месяца; совместные походы в лес и на рыбалку… Наличие результатов своего труда — выращенный урожай, разнообразные консервы, самостоятельно приготовленные на зиму, выкрашенный дом и починенная крыша — все эти достижения убеждают детей в том что они полноценные люди, снимают страхи перед самостоятельной жизнью, помогают развитию ответственной личности, и резко повышают шансы нормальной социализации. Следующим этапом развития поселения может стать увеличение количества домов и проживающих в них детей. Со временем на территории поселения могут появится лошади, мастерские, школа, библиотека. Возможно создание мини агро-комплексов и настоящих агро-производств, на которых подростки и выпускники смогут трудится уже по-настоящему, получая за свой труд настоящие деньги (умение распоряжаться карманными деньгами — тоже важнейший навык, которого дети-сироты оказываются лишены). Возможно сделать пребывание детей в Агро-центре круглогодичным, на постоянной основе, с посещением коррекционной школы.

Ожидаемые результаты

Ежедневные утренние и вечерние богослужения, простой труд на земле – все это испокон веков считалось  лучшим лекарством для души и тела. Пребывание на природе оказывает одно из самых сильных воздействий на психику человека. Удаленность от городской среды с ее потоками агрессивной информации, навязчивой рекламы считаются лучшей профилактикой внутренних проблем. — Забота о животных: Жизнь детей в интернатах и детских домах наполнена стрессами, и они часто страдают от их последствий, как эмоциональных, так и физических. И если нет возможности погладить кошку, повозиться с собакой, забыв на это время о проблемах, то может развиться серьёзный невроз, ухудшиться состояние здоровья. Об иппотерапии («лечении лошадью») было известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные быстрее поправляются, если ездят верхом, а меланхолики расстаются со своими темными мыслями. Сейчас иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Доктор-лошадь помогает справиться с последствиями инсультов, снижает гиперактивность и болезненную возбудимость. Иппотерапия — лечебное общение с лошадьми детей с синдромом Дауна, аутизмом, олигофренией или страдающих ДЦП. Этот вид терапии в нашей стране появилась не так давно, но уже оказывает громадное положительное влияние на развитие проблемных детей. Да и любое общение с животными, уход за ними вызывают у детей огромную радость. В свою очередь, и питомцы отвечают детям благодарностью за внимание и уход. В результате, часто между ребенком и конкретным животным завязывается настоящая дружба, которой таким детям, как правило, так не хватает в отношениях со сверстниками. В таких случаях именно животное способно научить ребенка умению жертвовать, сопереживать, смиряться с потерями и болезнями. — Профориентация: Особенности психологии человека таковы, что, оказавшись на перепутье, он чаще делает свой выбор в пользу того направления, где у него уже есть положительный опыт. Получив в Агро-центре основы начальной профессиональной подготовки для работы в сельскохозяйственной сфере, выпускники интернатов и детских домов будут знать, что в сельской местности их опыт и знания обязательно пригодятся. Как правило, уровень интеллектуальной подготовки проблемных детей не достаточен для обучения в высших учебных заведениях, что значительно сужает возможности их трудоустройства. А наличие большого количества крестьянско-фермерских хозяйств в России говорит о высокой потребности, как в квалифицированных специалистах, так и в простых работниках. Познавательные поездки в близлежащие агрокомплексы, приглашение агрономов, зоотехников и других специалистов, “болеющих” своим делом, способна зажечь в детях любовь к этим профессиям. Таким образом, помогая в профориентировании выпускников, Агро-центр несет и еще одну важную функцию – прививая детям любовь к сельской жизни, тем самым дистанцирует их от городской среды, в которой выпускники чаще становятся жертвами криминала. Это принципиально новый подход к решению проблемы объединения общественных организаций, государства и социально-ответственного бизнеса для решения проблемы социализации сирот. Попытки бизнеса направлять средства напрямую в детские дома, интернаты или опеки не приносят желаемого эффекта. Виной чему косность, недвижность, закрытость “системы” и невозможность контроля за поступающими пожертвованиями. Система остается такой же как и была. Совсем другое дело агро-комплекс, возникающий прямо на глазах, усилиями настоящих энтузиастов и самих детей. Важно, что люди вкладывающие в проект деньги могут воочию увидеть реальные результаты — развитие поселения и положительные изменения, происходящие с детьми.

Опубликовано 18.09.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter