Доклад проректор по научно-богословской работе, заведующего кафедрой библеистики СПбПДАпротоиерея Димитрия Юревича на Международной научно-практической конференции «Формирование духовного пространства России», Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, 1 июня 2012 г.
Признание теологии как учебной специальности в новейшей истории России произошло в 1994 году. В настоящее время действует стандарт, принятый Министерством образования РФ в 2011 г., который регламентирует обучение бакалавров, специалитов и магистров[1]. За последние 20 лет во многих светских вузах России были открыты кафедры, а в ряде случаев – даже факультеты теологии. Лицензии на образовательную деятельность по этой специальности имеют по меньшей мере 39 государственных[2] и ряд негосударственных вузов.
Для развития любой сферы знания необходимо не только ее систематическое преподавание, но и регулярное научное изучение. Сам факт существования учебной специальности «теология» по указанным выше квалификациям уже косвенно признает такую необходимость, поскольку итогом учебной деятельности магистра должно стать написание им квалификационной работы с элементами научного исследования.
Однако до сих пор в Российской Федерации в государственном перечне научных специальностей ВАК3, по которым возможно открытие аспирантур, а также написание и защита работ на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, отсутствует специальность (лучше даже говорить о группе специальностей) «теология»[4].
Целью данного доклада является рассмотрение возражений против введения теологии в государственную номенклатуру научных специальностей, формулировка противоположных аргументов, а также изложение тех преимуществ, которые получат не только религиозные учебные заведения, но также и светские вузы, и российское общество.
Против признания теологии как науки выдвигают следующие аргументы:
1. Теология не может быть наукой, поскольку вера и молитва представляют собой субъективный опыт отдельных людей и относятся к трудно формализуемым сторонам духовной жизни. Другими словами, невозможно строго научно изучать то, как человек молится Богу, какие у него при этом возникают душевные переживания и мысли, и т. д.
Этот наивный аргумент сегодня можно услышать скорее из уст политиков, нежели ученых-исследователей. Например, во время дискуссии весной 2012 г. о возможности открытия в СПбГУ теологического факультета депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от Коммунистической партии Ирина Комолова приводила такой аргумент: «Есть два принципиально разных подхода к познанию мира: научный и религиозный. Религиозный основан на вере, научный – на опыте, эксперименте и критической оценке. Объединить эти два подхода в одном вузе невозможно. Мистический опыт не контролируем и не воспроизводим»[5].
Здесь налицо и терминологическая, и понятийная путаница. Во-первых, существует два различных аспекта в понимании термина «богословие». Действительно, можно говорить о мистическом богословии – т. е. о богословии как о непосредственном Божием откровении человеку, и этот процесс, конечно, не может быть предметом научного изучения. Однако существует еще богословие как вероучение, которое, с одной стороны, является письменной фиксацией этого мистического опыта в конкретных письменных источниках – текстах Священного Писания, творениях святых отцов и учителей Церкви, сборниках церковных канонов, и т. д., с другой стороны, – затрагивает также историю Церкви и также имеет дело с весьма конкретными письменными (архивными материалами и пр.) или археологическими источниками. Все перечисленные тексты и источники вполне поддаются строгому и систематичному изучению, интерпретации, анализу с использованием соответствующих методов познания, известных в гуманитарных науках.
Во-вторых, требование опытной проверки научного знания ограничивается преимущественно сферами естественных наук. Для таких гуманитарных дисциплин, как история или философия, это требование не применимо; не относится оно и к богословию.
2. Научное изучение теологии не нужно, поскольку уже имеется религиоведение. Желающие изучать теологию могут делать это по направлению религиоведение.[6]
Однако это не так. Во-первых, богословие значительно превосходит религиоведение по своему тематическому охвату – по сути дела, богословие является группой наук и включает в себя не только учение о Боге, догматическое богословие, но также предполагает и изучение Священного Писания, истории Церкви, литургики, церковно-практических дисциплин… Без введения группы научных специальностей «теология» все указанные дисциплины попадают в различные группы гуманитарных специальностей, где их изучение будет подчинено совсем иной логике и будет построено совсем по другой схеме.
На принципиальную невозможность замены теологии религиоведением указывает еще один важный факт: их априорные методологические установки не только не совпадают, но категорически противоречат друг другу! Религиоведение исходит из того, «идея Бога» не должна приниматься во внимание при анализе тех или иных источников. Как пишут современные религиоведы, «объективным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений. Поэтому, чтобы соответствовать своему определению, религиоведение призвано заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами»[7]. Из сказанного следует, что анализ религиозных текстов и исторических источников, который предлагает религиоведение, может значительно, а иногда и кардинально отличаться от интерпретации этих же документов или артефактов богословием!
Например, религиоведческая позиция при изучении Священного Писания интерпретирует описанные в Библии чудеса как проявления естественных природных сил, или же как массовые галлюцинации участников событий, либо как сознательную фальсификацию и выдумки со стороны авторов священных текстов. Ни одна из этих интерпретаций не приемлема для богословского подхода в толковании Библии, который, исходя из «идеи Бога», вполне допускает возможность сверхъестественных явлений. Преимущество богословского подхода заключается в том, что он избавлен от необходимости давать натянутые объяснения библейских чудес, а сосредотачивает свое внимание на их причине, содержании связанных с ними событий и т. д. Это, в свою очередь, говорит об акценте такого подходам на содержательной стороне текста, а не на спорах о его происхождении.
Свою позицию религиоведы, как было видно выше, аргументируют «объективностью» их подхода. Предполагается, что что религиозная система догматов «ограничивает» творческий потенциал верующего исследователя, в то время как атеист более «объективен» в своих заключениях. Однако эти рассуждения представляются ничтожными и даже смехотворными после достижений философской герменевтики XX в., после трудов М. Хайдеггера и Г.Г. Гадамера, продемонстрировавших, что в области гуманитарных наук «объективное» исследование невозможно в принципе; что на конечный результат неизбежно накладывает отпечаток личное мировоззрение любого исследователя[8]. В силу этого атеистическое мировоззрение влияет на интерпретацию текстов, даваемую религиоведом, ничуть не меньше, чем система догматов на их же толкование исследователем-богословом.
Аргументом религиоведов является также то, что современная наука (прежде всего – естественные науки) «базируется на материалистическом видении мира»[9]. И хотя логически и неопровержимо не доказано, что Бог существует, логически и неопровержимо не доказано и обратное! И если часть общества считает, что Бог существует и это свое мнение оформляет принадлежностью к религиозным организациям, то граждане, представляющие данную часть общества, вправе ожидать, что государство санкционирует изучение религиозных текстов исходя также и из предпосылки существования Бога, а, будучи налогоплательщиками, они могут рассчитывать на то, что государство выделит на это средства. В тех государствах, где этот принцип соблюдается, обратное представляется не только абсурдным, но даже невозможным: «Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования», – говорит профессор факультета истории Софийского университета Ангел Николов[10].
3. Изучение богословия как науки противоречит светскости Российского государства и даже Конституции страны, поскольку «будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне»[11].
Несмотря на то, что под этой фразой подписалось много уважаемых ученых, прославившихся преимущественно в сфере естественных наук, хочется напомнить, что в гуманитарных науках изучение какого-либо учения не означает автоматического согласия с этим учением не только кафедрой, вузом или государством, но даже и самим исследователем. Разве изучение Гегеля на философских факультетах означает признание его философской системы единственно возможной и правильной со стороны государства? Также и богословское изучение религии никак не затрагивает современной государственной идеологии и не претендует на ее изменение – ведь речь идет как раз об академическом изучении.
Нарушением Конституции является как раз попытка навязать всем членам общества исключительно атеистическую позицию в их гуманитарных исследованиях, ведь, согласно тексту основного закона страны, «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[12] (ст. 13, пп. 1-2). Разве идеология атеизма не относится к их числу?..
Поэтому напрасно пытаются представить введение теологии в список научных специальностей как автоматическое официальное признание государством существования Бога и чуть ли не официальное провозглашение богословия в качестве государственной идеологии. Речь идет совсем о другом – не о формальном доминировании или превосходстве теологии над религиоведением, а о теологии как ином подходе к изучению религиозных и исторических источников. Для науки как раз характерно стремление к полноте знаний и разнообразию подходов. Если считается нормальным, что в археологии, например, одни и те же артефакты изучаются с различных точек зрения – исторической, социологической, экологической и так далее, и все разнообразие подходов дает всестороннюю картину, то в этом случае препятствие на пути богословского изучения религиозных текстов в дополнение к религиоведческому как раз и является антинаучной позицией профессиональных религиоведов.
В силу этой тенденциозности можно предположить, что их нежелание допустить богословие в перечень государственных научных специальностей продиктован совсем иными, не вполне научными интересами – в частности, опасением конкуренции. Как не вспомнить здесь слова ректора Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, указавшего на специфику религиоведения в постсоветской России: «Дело осложняется <…> тем, что у нас существовал при советской власти «научный атеизм» как идеологическая дисциплина. Он в обязательном порядке преподавался во всех вузах. Существовала огромная армия «научных атеистов», так называемых «идеологических работников», которые очень мало понимали в предмете, но твёрдо знали, что они должны воспитывать советских людей в атеистическом духе. После перестройки «научный атеизм» закрыли, и армия «научных атеистов» осталась без работы. Их надо было как-то трудоустроить. И они мгновенно стали религиоведами, причём многие из них стали докторами философских наук, профессорами религиоведения. Поэтому наше современное религиоведение от такой мощной «подпитки» «научными атеистами» приняло соответствующее направление, и не свободно от их влияния до сих пор»[13].
В заключение следует сказать несколько слов о тех преимуществах, которое получат не только религиозные организации, но общество и государство от признания теологии научной специальностью.
Прежде всего от этого выиграет российское общество и государство. В жизни любой конфессии иногда проявляется человеческое, порою чрезмерно эмоциональное или даже экстремистски-фанатичное отношение к своему вероучению. Научно-академические исследования не только в области теологии, но вообще в любой гуманитарной сфере как раз характерны тем, что человеческие эмоции и симпатии отсекаются, обсуждение идет на уровне логики и аргументов, по общепризнанным процедурам, в соответствии с существующими критериями истинности или ложности делаемых исследователем заключений. Признание государством богословия как научной специальности будет способствовать увеличению таких серьезных и аргументированных конфессиональных исследований.
Более того, по мнению немецкого профессора Ноткара Сленска, имеется очевидная «заинтересованность государства в развитии теологической науки и теологического образования на всех уровнях», поскольку «это является важным условием межрелигиозного диалога». Поэтому, как это ни парадоксально звучит, «развитие теологии в <…> вузах» должно восприниматься «не как результат заинтересованности религиозных организаций, но как проявление ответственности государства»[14].
Выиграют от этого и конфессии, которым не нужно будет «изобретать велосипед» и разрабатывать свои собственные положения и процедуры, касающиеся строгого и всестороннего изучения своих вероучительных источников. Вот почему еще 29 марта 2007 г. Межрелигиозный совет России принял обращение о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии[15]. «<…> Развитие теологических образовательных подразделений требует преподавателей высшей квалификации, – говорится в документе. – Не имея возможности готовить специалистов с учеными степенями кандидатов и докторов теологии, российские вузы, подчиняясь требованиям государственной аккредитации, оказываются вынуждены приглашать докторов теологии из зарубежных стран. Абсурдность ситуации усугубляется тем, что Россия, подписав Болонские соглашения, признает зарубежные дипломы докторов теологии, и они смогут беспрепятственно занять профессорские должности в российских вузах, а своих выпускников-теологов мы подвергаем вопиющей дискриминации»[16].
Если говорить о Русской Православной Церкви, то уже сейчас Санкт-Петербургская православная духовная академия при написании и защите как магистерских, так и кандидатских диссертаций полностью ориентируется на принятые в светской науке формальные стандарты и процедуры, а научно-богословский журнал академии «Христианское чтение» отвечает всем требованиям, которые предъявляются к журналам ВАК[17].
Наконец, выиграет от этого и российская гуманитарная наука. Ведь это будет означать включение в ее сферу того огромного фрагмента гуманитарного знания, которое признается научным и важным для изучения в большинстве развитых стран мира[18]. Те кафедры и факультеты в светских вузах, где теология введена как учебная специальность, получат возможность вести научную деятельность по этому же направлению без оглядки на другие, смежные дисциплины.
Поэтому хочется надеяться, что стремление общества к внутренней гармонии, разных российских конфессий – к лучшему, более спокойному и всестороннему изучению своего вероучения превозмогут узко-профессиональные эгоистические интересы отдельных представителей атеистической школы и позволят ввести теологию в список научных специальностей.
Библиография
Александров Е. и др. Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину // Сайт «Портал-кредо.ру». URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=55762&topic=525 (дата обновления 23.07.2007; дата обращения 31.05.2012).
Воробьев В., прот. Теология – древнейшая наука, с неё начинались все европейские университеты / Интервью. Беседовала Е. Костюкова // Сайт ЦНЦ ПЭ «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/1098207.html (дата обращения: 31.05.2012).
Гинбург В.Л. и др. Против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК // Сайт «Разум или вера?» URL: http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/47/address.htm (дата обновления15.08.2008; дата обращения 31.05.2012).
Еремян В.В., Понкин И.В. Аргументов против включения теологии в список научных специальностей – нет // Сайт «Русская линия». URL: http://rusk.ru/st PHP?idar=114071 (дата обновления: 17.04.2009; дата обращения: 31.05.2012).
Конституция РФ // Официальный сайт «Конституция РФ». URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 31.05.2012).
Малахов В. Герменевтика // Сайт «Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/GERMENEVTIKA.html (дата обращения: 31.05.2012).
Миронов А. Бабинов Ю. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. М.: НОУ, 1998. 328 с.
Обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии // Официальный сайт Русской Православной Церкви.: http://www.patriarchia.ru/db/text/221886.html (дата обновления: 29.03.2007; дата обращения 31.05.2012).
Приказ Минобрнауки РФ №183 от 09.02.2011 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1890 (дата обновления: 09.03.2011; дата обращения 31.05.2012).
Приказ Минобрнауки РФ №49 от 17.01.2011 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «магистр»)» // Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m49.html (дата обращения 31.05.2012).
Приказ Минобрнауки РФ №59 от 25.02.2009 «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 294, от 16.11.2009 N 603) // Сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК). URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id4=164&i4=5&id54=2&i54=3 (дата обращения: 31.05.2012).
Синявская С. Есть такая наука // Сайт «Наука и технологии РФ». URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=27747 (дата обновления: 19.02.2010; дата обращения 31.05.2012).
Смирнова И. Университет с религиозным уклоном // Сайт «Свободная пресса». URL: http://svpressa.ru/society/article/54398/ (дата обновления: 11.04.2012; дата обращения: 31.05.2012).
Специальность «Теология» может быть включена в номенклатуру Высшей аттестационной комиссии РФ уже в апреле этого года // Официальный сайт Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/1094663.html (дата обновления: 19.02.2010; дата обращения: 31.05.2012).
«Теология в светских государствах Европы», пресс-конференция // Сайт ЦНЦ ПЭ «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/1098269.html (дата обновления: 09.04.2010, дата обращения: 31.05.2012).
Теология и религиозная философия не попали в список научных специальностей // Сайт «Полит.ру». URL: http://www.polit.ru/news/2008/12/22/theology/ (дата обновления: 22.12.2008; дата обращения: 31.05.2012).
Шахнович М. «Учение о боге» как объект профессиональной деятельности // Сайт «Ежедневный журнал». URL: http://www.ej.ru/?a=note&id=9909 (дата обновления: 27.02.2010; дата обращения 31.05.2012).
[1] См.: Приказ Минобрнауки РФ №183 от 09.02.2011 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1890 (дата обновления: 09.03.2011; дата обращения 31.05.2012); Приказ Минобрнауки РФ №49 от 17.01.2011 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «магистр»)» // Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m49.html (дата обращения 31.05.2012).
[2] Сведения на 2010 г. См.: Синявская С. Есть такая наука // Сайт «Наука и технологии РФ». URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=27747 (дата обновления: 19.02.2010; дата обращения 31.05.2012).
[3] Приказ Минобрнауки РФ №59 от 25.02.2009 «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 294, от 16.11.2009 N 603) // Сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК). URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id4=164&i4=5&id54=2&i54=3 (дата обращения: 31.05.2012).
[4] 19.12.2008 на заседании Комиссии по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников при Министерстве образования и науки РФ был рассмотрен этот вопрос и снова «теология» не была включена в список научных специальностей. См.: Теология и религиозная философия не попали в список научных специальностей // Сайт «Полит.ру». URL: http://www.polit.ru/news/2008/12/22/theology/ (дата обновления: 22.12.2008; дата обращения: 31.05.2012).
[5] Цит. по: Смирнова И. Университет с религиозным уклоном // Сайт «Свободная пресса». URL: http://svpressa.ru/society/article/54398/ (дата обновления: 11.04.2012; дата обращения: 31.05.2012).
[6] «Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, не требующую веры в существование Бога (богов), то в списке специальностей ВАК уже существует специальность «09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения учёных степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам» (Гинбург В.Л. и др. Против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК // Сайт «Разум или вера?» URL: http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/47/address.htm (дата обновления15.08.2008; дата обращения 31.05.2012). См. также: Шахнович М. «Учение о боге» как объект профессиональной деятельности // Сайт «Ежедневный журнал». URL: http://www.ej.ru/?a=note&id=9909 (дата обновления: 27.02.2010; дата обращения 31.05.2012).
[7] Эта идея может быть положена в основу различных религиоведческих подходов. См., напр.: Миронов А. Бабинов Ю. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. М.: НОУ, 1998. С. 5.
[8] Для справки см., например, здесь: Малахов В. Герменевтика // Сайт «Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/GERMENEVTIKA.html (дата обращения: 31.05.2012).
[9] Александров Е. и др. Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину // Сайт «Портал-кредо.ру». URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=55762&topic=525 (дата обновления 23.07.2007; дата обращения 31.05.2012).
[10] «Теология в светских государствах Европы», пресс-конференция // Сайт ЦНЦ ПЭ «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/1098269.html (дата обновления: 09.04.2010, дата обращения: 31.05.2012).
[11] «Если же понимать под термином «теология» богословие, то есть дисциплину, в основе которой лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ» (Гинбург В.Л. и др. Против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК. Там же).
[12] Конституция РФ. 13. 1-2 // Официальный сайт «Конституция РФ». URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения: 31.05.2012)
[13] Воробьев В., прот. Теология — древнейшая наука, с неё начинались все европейские университеты / Интервью. Беседовала Е. Костюкова // Сайт ЦНЦ ПЭ «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/1098207.html (дата обращения: 31.05.2012). См. также его же статью на данную тему: Воробьев В., прот. Теология в России // Сайт ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/theology/teology_in_Russia/ (дата обращения: 31.05.2012).
[14] Цит. по: Специальность «Теология» может быть включена в номенклатуру Высшей аттестационной комиссии РФ уже в апреле этого года // Официальный сайт Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/1094663.html (дата обновления: 19.02.2010; дата обращения: 31.05.2012).
[15] Обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии // Официальный сайт Русской Православной Церкви.: http://www.patriarchia.ru/db/text/221886.html (дата обновления: 29.03.2007; дата обращения 31.05.2012).
[16] Там же.
[17] Электронные версии журнала «Христианское чтение» можно найти на сайте журнала по адресу: http://spbpda.ru.
[18] «[Выдают] дипломы бакалавра и магистра теологии (есть еще ряд уровней образования) и присуждают степень доктора теологии во многих теологических факультетах государственных университетов Европы, например, в следующих: факультет католической теологии в государственном Университете Страсбурга, католический Автономный образовательный центр религиозной педагогики в Меце (Франция), факультет протестантской теологии Университета Страсбурга Марк Блок (Франция), теологический факультет Университета Лозанны (кантон Ваадт, Швейцария), теологический факультет Университета Люцерна (кантон Люцерн, Швейцария), теологический факультет Университета Невшателя (кантон Невшатель, Швейцария), Брюссельский университетский факультет протестантской теологии (Бельгия), теологические факультеты (евангелической теологии и католической теологии) Университета Берна (кантон Берн, Швейцария), теологический факультет Университета кантона Базеля-города (кантон Базель-город, Швейцария), теологический факультет Софийского государственного университета (Болгария), Автономный факультет протестантской теологии Университета Женевы (кантон Женева, Швейцария), теологический факультет Университета Фрибура (кантон Фрибур, Швейцария), теологический факультет Университета Цюриха (кантон Цюрих, Швейцария), теологический факультет Тартуского университета (Эстония), теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Боннского университета (Германия), Теологический факультет Университета Гейдельберга (федеральная земля Баден-Вюртемберг, Германия), теологический факультет Университета Лейпцига (Германия), теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Университета Карла Эберхарда (Тюбинген, Германия), теологический факультет Венского Университета (Австрия), теологический факультет Университета Гумбольдта (Берлин, Германия), факультет евангелической теологии Университета Филиппа (Марбург, федеральная земля Гессен, Германия), факультет теологии Хельсинкского университета (Финляндия), теологический факультет Копенгагенского университета (Дания), теологический факультет Орхусского университета (Дания). И этот перечень не является исчерпывающим» (Еремян В.В., Понкин И.В. Аргументов против включения теологии в список научных специальностей — нет // Сайт «Русская линия». URL: http://rusk.ru/st PHP?idar=114071 (дата обновления: 17.04.2009; дата обращения: 31.05.2012)).