Название доклада подразумевает двусмысленность. В современной России понятие «университета» в целом и реалии вузовского образования несколько противоречивы.
По определению университет – это высшее учебное и научное заведение, готовящее специалистов и проводящее исследования на нескольких факультетах, на которых представлена совокупность научных дисциплин, составляющих основы научного знания. Универсальность – всеохватность и обобщаемость – является главным принципом организации университета.
Однако эти принципы не соблюдаются. Вчерашние отраслевые институты стали называться университетами, хотя охват научных дисциплин и качество преподавания на непрофильных направлениях не соответствуют званию университета. Сегодня слово «университет» фактически стало синонимом аббревиатуре «вуз». Чтобы сделать доклад актуальным и расширить его тематику, придется следовать этой «моде» и применять его, в таком случае, к любому вузу Санкт-Петербурга, с которым духовная академия имеет связи. Такой подход позволит сделать выводы о существовании или, наоборот, отсутствии парадигм сотрудничества в области образования.
В Санкт-Петербурге есть несколько вузов, сотрудничество Санкт-Петербургской православной духовной академии (СПбПДА) с которыми носит более или менее постоянный характер. Это Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова, Народный православный университет, Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Часть этих вузов объединены созданной в 2002 году по инициативе духовной академии межвузовской ассоциацией «Покров», хотя деятельность данной организации мало распространяется на углубление связей между вузами непосредственно. Связи с прочими вузами носят значительно более эпизодический характер. Ректор архиепископ Константин (Горянов) охотно участвовал в заседаниях ассоциации, хотя на самой академии это сказывалось мало. При ректоре архиепископе Амвросии связи с ассоциацией «Покров» стали постепенно затухать, хотя некоторые студенческие программы по-прежнему работают.
Связи с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) носят прежде всего личный характер. Между академией и университетом нет договора о сотрудничестве. Ректоры университета всегда считали и считают свое положение значительно более высоким, чем положение ректора академии, поскольку университет имеет не просто федеральное значение, но подчинен непосредственно Правительству Российской Федерации. Именно таким положением дел объясняются трудности по возвращению университетского храма, трудности, которые, слава Богу, увенчались успехом, хотя и без особых перспектив.
Отсутствие в университете богословского (теологического) факультета делает бесперспективным и договор с каким бы то ни было факультетом, поскольку ни один из них не занимается учебной или научной деятельностью, напрямую пересекающейся с интересами духовной академии. Впрочем, заключение подобного рода договоров едва ли возможно, имея ввиду реформу университета, которую он претерпевает на протяжении последних семи лет, и которая воспринимается неоднозначно как в стенах самого университета, так и за их пределами. С одной стороны, реформы направлены на усиление властной вертикали, на ликвидацию самостоятельности факультетов и на бюрократизацию учебного и научного процессов. С другой, университет преобразовывает форму своего существования из собрания факультетов в союз институтов, в которые теперь преобразована часть бывших факультетов. Казалось бы, в то время как заключение договора о сотрудничестве академии с философским или историческим факультетом было бы невозможно в силу структурного вхождения факультета в состав университета и несоответствия уровня (договор «вуз-факультет» имеет смысл только при достаточной автономии факультета, которой они в России лишены с самого начала), договор мог бы быть заключен сегодня с институтом философии или институтом истории СПбГУ. Однако в рамках централизации власти эти новосозданные институты находятся в таком жестком подчинении у общеуниверситетского руководства и созданной им бюрократической машины, что это оказывается еще менее возможным, чем ранее.
Участие университета в ассоциации «Покров» (с 2005 года) носит в большей степени формальный характер. Ни студенческого обмена, ни студенческих совместных проектов не имеется. Единственная негласная форма сотрудничества – приглашение преподавателей академии читать лекции в университет, и наоборот. Впрочем, подобные инициативы находятся исключительно в ведении деканов факультетов и потому касаются лишь отдельных отраслей науки. Так, исторический факультет в свое время приглашал к себе для чтения отдельных курсов таких преподавателей академии как архим. Августин (Никитин), архим. Никон (Лысенко), прот. Кирилл Копейкин. Однако эти приглашения были ограничены по времени и не делали «погоды» на историческом факультете, который в целом продолжает носить атеистический характер. К сожалению, данная характеристика в целом характерна большей части петербургской интеллигенции, особенно связанной с наукой и преподаванием в вузах. Впрочем, данная характеристика вполне применима и к российской интеллигенции в целом.
Примерно то же самое можно сказать и о филологическом, психологическом и восточном факультетах. Там преподают такие преподаватели академии, как архим. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Августин (Никитин), прот. Петр Чубаров (будучи кандидатом психологических наук и доцентом РГПУ), впрочем, неофициально. В свою очередь, в духовной академии преподают такие университетские преподаватели, как проф. И. В. Базиленко, проф. П. Е. Бухаркин, проф. И. С. Дмитриев, проф. Е. А. Островская, проф. А. В. Петров, проф. А. Г. Погоняйло, проф. С. Л. Фирсов, проф. М. Н. Цветаева, доц. А. С. Аверина, доц. М. В. Рождественская, доц. О. Н. Тиходеев, доц. О. Л. Церпицкая. В данный список не вошли те преподаватели университета, для которых участие в жизни университета является дополнением к основной работе в исследовательских институтах. Прежде всего это доктора наук Г. М. Прохоров, Е. К. Пиотровская, Л. А. Герд и некоторые другие. Однако, глядя на представленный список, в нем трудно усмотреть систему. В нем нет представителей какого-либо факультета или института СПбГУ, который уверенно доминировал бы среди других по числу «делегируемых» в академическую среду преподавателей. Так, среди указанных профессоров и доцентов четверо являются представителями института истории СПбГУ, однако из них трое — совместители, для которых работа в научно-исследовательских институтах является основной. Как минимум для двоих представителей института философии и филологического факультета работа в духовной академии давно носит преимущественный характер, хотя формально основным местом работы является СПбГУ (в СПбПДА имеется по три представителя, соответственно, филологического и философского факультетов). Остальные факультеты — социологический, биологический, восточный и международных отношений — представлены в академии по одному человеку. Таким образом, трудно усмотреть возможность или повод для предпочтения того или иного факультета для сотрудничества с СПбГУ.
Однако два подразделения университета по логике должны были бы иметь отношение к СПбПДА. Речь идет, например, о кафедре библеистики филологического факультета СПбГУ, которым руководит д.ф.н., проф. А. А. Алексеев. Одно время он преподавал на кафедре библеистики СПбПДА, однако теперь сотрудничество с ним очевидно приостановлено. Это связано с разногласиями, возникшими между университетским профессором и членами академической кафедры, поскольку для светской науки церковное и христианское начало не является представляющим принципиальную важность, в то время как духовная академия основывает свою образовательную и исследовательскую деятельность на вере во Христа Спасителя. Впрочем, А. А. Алексеев является руководителем в написании кандидатской диссертации одного из аспирантов СПбПДА, что говорит о сохранении связей кафедр библеистики двух вузов. В еще большей степени сказанное выше применимо к кафедре религии и религиоведения института философии СПбГУ, которой руководит проф. М. М. Шахнович. Кафедра ориентирована на атеистический ракурс изучения религиоведческих вопросов, что является давней традицией философского факультета СПбГУ. Отец М. М. Шахнович, проф. М. И. Шахнович, в течение сорока лет преподавал на этом факультете курс истории религии и атеизма. Хотя проф. С. Л. Фирсов, член данной кафедры, и преподает в духовной академии, трудно представить пути сотрудничества церковного вуза и безрелигиозного религиоведческой кафедры.
Одним из соучредителей межвузовской ассоциации «Покров», ранее активно участвовавшим в его инициативах, является Российский государственный педагогический университет им. Герцена (РГПУ). Казалось бы, отношение данного учебного заведения к церковным программам всегда было достаточно открытым. Однако, как такового сотрудничества РГПУ с СПбПДА также не наблюдается. Среди преподавателей РГПУ нет штатных преподавателей академии. Обратное представлено весьма бедно — только прот. Петр Чубаров, кандидат психологических наук, доцент РГПУ, стал не так давно преподавать и в академии, да проф. А. Л. Вассоевич практически окончательно перешел на работу в СПбПДА из РГПУ. На сегодняшний день, если опираться на данные сайта ассоциации «Покров», РГПУ наиболее активно сотрудничает с благочинием вузов Санкт-Петербургской епархии, которое не имеет структурного или иного отношения ни к духовной академии, ни к епархиальному отделу религиозного образования и катехизации.
Объяснение такому факту, по-видимому, довольно простое. Поскольку РГПУ опиралось и опирается на публичные акции, не затрагивающие существа педагогического процесса, но ориентированные на студенческий досуг или помпезные, но не имеющие отношения к науке конференции, то интерес СПбПДА, в котором педагогическая работа со студентами и научно-богословский поиск занимают приоритетное место, к подобному сотрудничеству иссяк.
Аналогичным образом строятся взаимоотношения и еще с одним крупным государственным межрегиональным вузом — Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХГС). Данная академия является членом ассоциации «Покров» с 2007 года. Связи с ней более номинальны, нежели конструктивны. Поскольку ректор духовной академии архиепископ Амвросий входит в попечительский совет РАНХГС в Санкт-Петербурге, он или его представитель приглашаются на заседания попечительского совета. Никаких совместных проектов с данным вузом нет.
С другой стороны, интерес и сотрудничество активно развиваются с негосударственным вузом Петербурга, претендующим на лидирующее в городе (а теперь, по-видимому, и на одно из лидирующих мест и в стране) место в изучении и преподавании религиоведческих программ — Русской христианской гуманитарной академии (РХГА). Вообще, изначально СПбПДА стала одним из основателей РХГА, РХГА стояла у истоков ассоциации «Покров». Однако теперь, когда вуз совершенно «встал на ноги» и самостоятельно способен не только обеспечивать крупные и разнообразные образовательные программы, но и отличается активной «внешней политикой», сотрудничая на равных как с большим количеством вузов по России, так и зарубежных вузов, РХГА явно тяготится этим «родительским наследием». РХГА стал известен и своим желанием активно сотрудничать с церковными вузами и учреждениями, такими как Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. Кирилла и Мефодия. Поэтому связи СПбПДА и РХГА можно охарактеризовать как в чем-то паритетными.
Как и в прочих случаях, общение двух вузов имеет платформу в виде обмена преподавателями. В этой сфере РХГА является одним из лидеров. Достаточно упомянуть, что двое представителей администрации РХГА являются давними и весьма активными преподавателями СПбПДА — это проректор по научной работе, зав. кафедрой философии проф. Д. В. Шмонин и декан факультета философии, богословия и религиоведения, директор издательства РХГА, заведующий кафедрой религиоведения РХГА проф. Р. В. Светлов. Стоит также упомянуть среди преподавателей СПбПДА бывшего проректора РХГА по учебной работе К. Е. Нетужилова, а также зав. кафедрой психологии проф. свящ. Григория Григорьева.
Однако, в отличие от большинства перечисленных выше вузов, РХГА активно привлекает к своей деятельности и представителей профессорско-преподавательского состава СПбПДА. Эта возможность открылась благодаря присоединению к РХГА в 2009 году Института богословия и философии, который был основан группой специалистов по истории философии и с самого начала ориентировался на сотрудничество с епархией. И теперь, когда институт стал одним из подразделений РХГА, в нем продолжают работать преподаватели духовной академии кандидаты богословия Н. Г. Тельпис, свящ. Сергий Чарыков, Д. Г. Добыкин и магистр богословия свящ. Константин Щербак .
РХГА охотно принимает участие в студенческом обмене, что, опять-таки, является редкостью, если говорить о других вузах. Впрочем, это не касается самого учебного процесса. Здесь обмен вузов, имеющих государственную аккредитацию и ее не имеющих, сильно затруднен. Однако что касается участия преподавателей и студентов в конференциях, проводимых в академиях, или в проведении совместных конференциях, РХГА чаще даже является инициатором. Кроме того, профессора РХГА сильно помогли духовной академии в организации защит кандидатских диссертаций по образцу защит, признаваемых государством, а также входят в диссертационные советы СПбПДА.
Очевидно, что если не произойдет существенных изменений в политике двух академий, то их новое сближение, теперь уже как равных партнеров, сулит большие перспективы для обеих сторон.
Еще одним активным союзником христианского религиозного образования в городе на Неве является Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (АППО) (один из соучредителей межвузовской ассоциации «Покров»). Сама академия — не вполне вуз. Она прежде всего выполняет функцию методического центра, а также центра переаттестации работников образования, в которых она играет ведущую, а в некоторых вопросах — исключительную роль, чего не скажешь о как таковом педагогическом образовании. Отношение к церкви и религии в АППО также неровное, если вспомнить скандалы десятилетней давности о создании в рамках АППО (тогда — Института педагогического мастерства) центра сайентологии и валеологии, а также трудности, которые испытывает храм при АППО. Однако и в этом вузе есть группа профессоров, которые работают и в СПбПДА: проф. М. В. Захарченко, проф. Л. Ф. Шеховцова и доц. М. Б. Багге. При том, что перечисленные преподаватели являются в известной степени незаменимыми в духовной академии, их роль в церковном образовании Санкт-Петербурга является более высокой в той среде, которая лежит в сфере их профессиональных интересов — в школьной педагогике. Так, М. В. Захарченко с рядом сотрудников АППО стала одним из пионеров и «локомотивов» введения в Санкт-Петербургских школах предмета «Основы православной культуры», хотя город проявил заметное упорство по внедрению этого предмета в сетку часов городских школ. На пути преодоления этого сопротивления сотрудники АППО вошли в тесное взаимодействие с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, которым руководит ректор СПбПДА архиепископ Петергофский Амвросий. Поэтому связь АППО с СПбПДА, пусть и не такая глубокая, все же весьма многообразна, плодотворна и многообещающа.
Организация совместных студенческих проектов хорошо поставлена с Санкт-Петербургским университетом Министерства внутренних дел Российской Федерации (УМВД). Формы взаимодействия самые различные: от проведения конференций до совместного участия в богослужениях. УМВД является членом ассоциации «Покров» с 2010 года, но активно реализует себя в их программах.
Связи с Военно-медицинской академией им. С.М.Кирова, членом ассоциации «Покров», давние и очень своеобразные. Основной формой сотрудничества, если судить по материалам интернета, является присутствие (и напутственное слово) представителей духовной академии на торжестве по случаю принесения присяги в этом военном учебном заведении. Если в 2000-х годах это мероприятие обязательно посещал архиепископ Константин (Горянов), то теперь участие представителей академии становится все более и более эпизодическим.
Имеются у духовной академии и более локальные университетские связи. Так, целый ряд академических преподавателей связан с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом (СПбГЭУ), появившимся в прошлом году в результате слияния Санкт-Петербургского университета экономики и финансов («Финэк») и Санкт-Петербургского инженерно-экономического («Инжеком») университета. В СПбГЭУ трудится 4 преподавателя академии, для которых университет является основным местом работы – доценты И. Б. Гаврилов, А. В. Березкин и С. Ю. Крицкая. При том, что «Финэк» стал членом ассоциации «Покров» в самом начале существования этого объединения в 2002 году, а Инжеком присоединился к ней в 2005, активной работы они в этом направлении не вели. Однако связь с академией, как видим, оказалась вполне тесной. Кроме всего прочего, двое преподавателей академии в одно время работали также в отличающемся некоторой активностью в ассоциации «Покров» Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна – прежде всего следует упомянуть кандидата богословия Д. А. Карпука, зав.архивом и секретаря церковно-исторической кафедры СПбПДА. Больше с данным вузом связи не прослеживаются. Один из профессоров СПбПДА – С. П. Подболотов – является сотрудником Европейского университета, в ассоциацию «Покров» не входящую.
Есть два негосударственных и не имеющих государственной аккредитации вуза (и потому не являющиеся членами ассоциации «Покров»), которые также имеют связи с духовной академией. Речь идет о Народном православном университете и Санкт-Петербургском православном институте религиоведения и церковных искусств (при подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге). Если посмотреть на преподавательские составы данных учебных заведений, то можно легко понять, что они ориентированы на духовную академию как на образец и на источник квалифицированных кадров для преподавания аналогичных дисциплин. Оба вуза осуществляют просветительскую миссию среди мирян, жаждущих духовного знания. Однако только заимствованием преподавателей стороны сотрудничества и исчерпываются, поскольку в силу низкого статуса эти вузы не представляют интереса для СПбПДА. Ректор Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств протоиерей Аркадий Северюхин уже больше 10 лет является преподавателем духовной академии.
Межвузовская ассоциация «Покров» насчитывает 45 членов, однако, как можно убедиться, связи духовной академии не простираются более чем на десяток из них. При этом сам характер взаимоотношений и сотрудничества совершенно разнообразный. Далеко не все приносят реальную пользу как самим членам ассоциации, так и духовной академии. Можно сказать, что сотрудничество перешло в иную фазу, когда отношения строятся не в большом, но носящем формальный характер содружестве, а на прямую «духовная академия — вуз», и находятся те форматы, которые наиболее удачно отражают взаимный интерес. При этом нельзя сказать, что те или иные контакты, за исключением только связей с РХГА, имеющих, как отмечалось выше, взаимный высокий интерес, отличаются долговременностью и постоянством. Скорее, их характер и интенсивность в большой степени зависят от интереса к совместным проектам со стороны СПбПДА, в то время как светские вузы рассматривают свое участие в ассоциации скорее как формальное, позволяющее пополнить «портфолио» вузов исполненным общественным «послушанием».
Далеко не на всех сайтах перечисленных выше вузов говорится о сотрудничестве с СПбПДА. Вероятно, такая информация считается в какой-то степени «компрометирующей» в глазах светского сообщества (например, на сайтах АППО или Военно-медицинской академии). Однако это не мешает реализации уже начатых программ. Таким образом, общий вывод можно сформулировать следующим образом: связи духовной академии с университетами носят широкий, но непостоянный и неравномерный характер, что обуславливается разностью систем духовного и светского образования.
прот. Константин Костромин — кандидат исторических наук, кандидат богословия, преподаватель СПбДА