«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем!»
Прославляя сегодня Заступницу усердную рода христианского пред честным Ее образом «Знамение», Русская Православная Церковь напоминает нам о древнем событии из история нашего Отечества: о чудесном избавлении осажденных врагами новгородцев, которые в постигшем их тяжком бедствии обратились к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о помощи и заступлении.
Междоусобные войны, часто происходившие на Руси, еще мало затронутой благотворным влиянием христианской веры, были, как свидетельствуют летописцы, очень жестокими и причиняли народу огромные бедствия. Особенно страдала, конечно, побежденная сторона: победители жгли города и села, уничтожали посевы, расхищали имущество жителей, творили бессердечную расправу над населением, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Такая участь ожидала и новгородцев, осажденных в 1170 году войсками суздальцев и их союзников. Объятые страхом новгородцы искали спасения в молитве: она совершалась во всех храмах города, которые были открыты день и ночь. Возглавлял молящихся тогдашний архиепископ Новгородский Иоанн, причисленный впоследствии к лику святых Церкви Российской.
Архиепископу было открыто, что город будет спасен, если на городскую стену поднимут икону Пресвятой Богородицы, находившуюся в одной из новгородских церквей. Когда это было исполнено, одна из вражеских стрел вонзилась в святую икону. В тот же момент ужас напал на осаждавших, их окутала какая-то необычная тьма, и они в смятении стали поражать друг друга. Видя это, новгородцы отворили городские ворота и, устремившись на противника, одержали над ним быструю и полную победу. Город был спасен.
Для жителей древнего Новгорода и для их ближайших потомков, естественно, была особенно дорога память об этом историческом эпизоде со всеми его подробностями и результатами. Для религиозного же сознания многих последующих поколений русских людей, равно как и для нас, не меньшее или даже преимущественное значение имеет глубокий внутренний смысл этого события.
Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земля Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века».
Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукаваго» (Ефес. 6, 16).
Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть «добрым воином Иисуса Христа» (2 Тим. 2, 3), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «взбранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей».
Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхъестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».
Вспомним однако, что сказал Господь Иисус Христос апостолу Фоме, удостоившемуся осязать раны на Его воскресшем теле: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Значит, уверовать можно и не видя! И хотя видение чудесного явления поражает, конечно, увидевшего и может убедить его в действительности того, что он прежде считал невероятным, однако такое видение, телесными очами по своему нравственному достоинству уступает видению очами веры.
Впрочем, апостол Фома хотя и говорил пред тем, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит перста своего в эти раны, но сердце его уже жаждало веры, и потому эта вера при явлении ему Спасителя вспыхнула ярким огнем и вылилась в пламенное исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 28) .
Совсем иное может произойти тогда, когда чудо совершится на глазах людей, чьи сердца разъедены сомнениями, чей ум полон предубеждений и недоверия. Такими были евангельские книжники и фарисеи, о которых, повторяя сказанное Духом Святым чрез пророка Исаию, св. апостол Павел говорил: «огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян. 28, 27). Такого рода люди, как уверяет нас притча о богатом и Лазаре, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).
Господь не творил чудес для того, чтобы приводить в изумление скептиков и маловеров. Однажды в Назарете Спаситель произнес проповедь о цели пришествия Мессии и возвестил, что время этого пришествия уже наступило. Но одни из слушателей соблазнились тем, что Он – сын плотника и родственник хорошо известных им бедных назаретских поселян – прилагает слова пророка Исаии к Своей деятельности; другие же дали понять, что ждут от Него чуда как доказательства Его мессианского достоинства. И вот, евангелисты сообщают нам, что Господь «не мог совершить там никакого чуда … по неверию их; только, на многих больных возложив руки, исцелил их (Мк. 6,5; Мф. 13,58).
И здесь мы подходим к самому существу понятия «чудо». Чудо есть откровение любви Божией, явление Божественного милосердия к человеку-грешнику, смиренно надеющемуся на помощь свыше, готовому принять эту помощь с искренней верой и благодарностью.
В разные времена и для разных людей и человеческих поколений чудеса могут совершаться по-разному. Но во всех случаях чудо – это превосходящее все ожидания человека таинственное и благотворное воздействие силы Божией на него, на его ум, сердце, на всю его жизнь, воздействие, которое с неопровержимой для него лично убедительностью дает ему возможность ощутить присутствие Бога, Его близость, любвеобильное и полное отеческой заботы прикосновение благодеющей десницы Божией.
Приснопамятный святитель митрополит Московский Филарет, отвечая на вопрос, всегда ли совершаются чудеса или только в некоторые времена, говорит: «Как всегда есть Бог, так всегда есть и чудеса; ибо как всегда Бог существует, так всегда же и действует … а дела Божии есть, в сущности, чудеса». «Кто Бог велий, яко Бог наш, – восклицает псалмопевец. – Ты еси Бог творяй чудеса!» (Пс. 76, 14–15). Разве не чудом в истории человечества является само христианство – религия любви, нравственной чистоты и высочайшего духовного совершенства! Свет Христовой истины светит уже двадцать веков, просвещая всякого человека, приходящее в мир, светит в славе и в уничижении, и тьма греховная – по славу евангелиста – не объяла его (Ин. 1, 5).
Каждый из нас имеет полную возможность очами веры видеть чудные дела Божии в жизни Святой Церкви Христовой, в ее святых храмах, которым Господь благоволил даровать благодать Своего особенного, спасительно-действующего присутствия.
«Наши храмы, – говорит святитель Филарет, – святы тем же самым, чем дивна и небоподобна горница Тайной Вечери Господней, ибо сюда и поныне приходит Христос приобщить верующих Тела и Крови Его. здесь по-прежнему сходит на Церковь Дух Святой, освящая служителей слова и таинства н тайнодействия, ими совершаемые» (Слова и речи, т. 4. М., 1882, с. 15–16).
В храме чудодействует и постоянно звучащее здесь слово Божие, и всецерковная молитва, в которой участвуют и бесплотные Небесные Силы, и сонм праведников, достигших совершенства, возглавляемый Преблагословенной Девой Марией, величайшее чуда Богоматеринства, чистоту и святость Которой, а также чудотворную силу Ее ходатайства и заступления за просящих Ее помощи, поистине весь род христианский «недоумеет васхвалити по достоянию».
Но и не только в храме, а и у себя дома, и на всяком месте православный христианин может удостоиться чудесное озарения Божественной благодатью чрез смиренное призывание имени Божия, чрез сердечную молитву и благоговейное размышление о жертвенной к нам любви Христовой. «Хочешь всякий день видеть чудо? – говорит святитель Тихон Задонский. – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом» (Цветник духовный. М., 1903, с. 33).
Вникая с молитвой и размышлением во все, с нами происходящее, каждый из нас может усмотреть в своей прошедшей жизни не одно знамение милости Божией. И чем больше мы оберегаем свое сердце от порочных движений, чем старательнее избегаем всякой самоуверенности, нетерпеливости и ропота, тем все более и более очевидной для нас становится чудодействующая сита Божественного о нас Промышления.
И что особенно важно, самое спасение наше для будущей вечной жизни может совершиться только чудесным образом. Никакими собственными усилиями не можем мы до конца победить запинающий нас грех и облечься в чистые одежды христианских добродетелей, без которых нельзя войти в Небесное Царство. И только Божественная благодать может очистить, убелить и переплавить (Дан. 12, 10) все наше пораженное грехом существо ради нашей веры в Искупителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Будем же, его слову Апостола, чаще испытывать самих себя, в вере ли мы (2 Кор. 13, 5). И если вера наша еще слишком немощна и потому мы еще недостаточно чутки к знамениям милости Божией, то станем усерднее прибегать к непрестанно чудодействующему во спасение наше Господу, прося Его сначала вместе с Апостолами: «умножь в нас веру» (Лк. 17, 5), а затем с богодухновенным Псалмопевцем: «сотвори со Много знамение во благо» (Пс. 85, 17). Аминь.