Протоиерей Владимир Хулап. Он вслушивался в биение сердца Агнца Божия

Мы называем его апостолом Любви, называем возлюбленным Христу Богу не просто потому, что он много писал о любви, в его текстах термин «агапи» — Божественная Любовь, используется более ста раз, но потому, что любовь стала неотъемлемой частью его жизни, частью той жизни, которая является примером для каждого из нас.

Любовь означает выбор. В эти юношеские годы, будучи полн жизненной энергией, он делает свой выбор. Он мог бы спокойно заниматься своей профессией, мог бы прожить обычную, ничем не примечательную, но вместе с тем лишенную болезней и скорбей жизнь, но он слышит голос Божественной Любви и отвечает на этот призыв, отваживается на риск веры, на неизвестность, надеясь и уповая на верность призывающего его Христа.

21.05.2014_cross_john_1

Мы называем апостола и евангелиста Иоанна Богослова возлюбленным учеником, поскольку он на Тайной Вечери возлежал на персях Христа. В те времена это был знак особого избрания, особой приближенности. Но вместе с тем это означает, что апостол и евангелист Иоанн Богослов слышал биение сердца Спасителя, слышал всю ту боль, все те скорби, все те страхи, которые Христос на следующий день вознес на Крест и, пригвоздив их, даровал каждому из нас спасение и искупление. И это биение сердца Агнца Божия ежесекундно определяло жизнь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и давало его богословию, его благовестию о любви совершенно иное, намного более глубокое измерение, чем у всех прочих, кто письменно поведал нам об учении Христа. Действительно, любовь, и мы видим это и из творений, и из жизни Иоанна Богослова, это не просто чувство, это всегда действие. Это пребывание у Креста Христова, в то время как все остальные оставили Божественного Учителя.  Любовь – это выбор между тьмой и светом, между смертью и жизнью, о котором неоднократно говорит в своих творениях апостол Иоанн.

Мы не можем заставить другого человека, или приказать ему чувствовать что-либо — это невозможно, это будет обманом и фальшью. Но Христос заповедует нам любить, любить не просто на эмоциональном уровне, а любить на уровне конкретных дел, хотя наши эмоции, наше душевное состояние могут быть совершенно другими. У Креста апостол слышит слова Спасителя о том, что он должен заботиться о Его Пречистой Матери. Вот оно — маленькое, конкретное дело любви. Не какой-то огромный и великий проект, не какая-то великая слава, но забота об одном конкретном человеке, которого вверяет нам Бог. Именно апостол и евангелист Иоанн Богослов — единственный из всех четырех авторов Евангелий, упоминает умовение ног на Тайной Вечери. Еще одно конкретное дело любви, дело, которое не расходится со словом Христа.

Любовь означает и терпение. В послании к Галатам апостол Иоанн, вместе с апостолами Петром и Иаковом, называется столпом Церкви. Столпом не в смысле колонны, как памятника победы, столпом в смысле той архитектурной конструкции, которая несет на себе большую тяжесть, вес намного превышающий ее собственный вес. Это призыв к каждому из нас. Прежде всего к тем, кто будет нести пастырское служение — здесь учащимся. Мы должны уметь брать на себя эту чужую боль, чужую тяжесть. Мы должны носить бремена друг друга. Это и есть любовь, которая превышает наши человеческие силы.

Вместе с тем, любовь есть смирение. Мы видим, что апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминается вместе с Петром и Иаковом, но упоминается на втором или на третьем месте — он не ревнует о первенстве, потому что если на первом месте Христос, то уже не имеет разницы какой-либо человеческий порядок, поскольку каждого человека со Христом соединяет личная, живая связь любви. Вместе с тем, мы видим в творениях Иоанна Богослова, что любовь это не просто какое-то попустительство, любовь это не просто добродушие, доброта характера, любовь всегда требовательна.

Апостол Иоанн называет адресатов своих посланий детьми. Блаженный Иероним, повествуя нам о древних преданиях, говорит, что в последние годы земной жизни слова «Чада, любите друг друга» были самыми повторяемыми словами апостола Иоанна, но вместе с тем эта любовь требовательна. Именно в посланиях апостола Иоанна Богослова мы видим как позитивные, так и негативные увещания о церковном единстве, говорящие о том, что любовь обязательно требовательна. К людям, которых по-настоящему любим, мы обращаем требование, желая им блага. Если апостол называет своих чад детьми, то он отец — не просто какой-то далекий родственник, не просто дедушка, потакающий шалостям внуков, но именно отец, любовь которого направлена иногда через наказание, иногда через отвержение к совершению человека, к раскрытию его таким образом, каким его видит Христос. В духе такой любви происходит преображение, появление нового человека.

В апостольских деяниях Иоанн называется необразованным, не ученым, но не владеющий грамматикой он становится благовестником Логоса. И сегодня, совершая престольный праздник нашего родного академического храма, все мы, здесь начальствующие, учащие и учащиеся, призываемся к тому, чтобы стать участниками богословия апостола и евангелиста Иоанна Богослова, стать подражателями его жизни.

И тогда действительно, каждый из нас причастится этому богословию, слову от Бога, слову о Боге, слову к Богу, которым должна стать наша молитва. И тогда в жизни каждого из нас будут звучать слова о победе жизни над смертью, слова о победе Божественной любви, совершенной на Кресте, причастником которой стал возлюбленный ученик – Иоанн Богослов. Христос Воскресе!

Проповедь проректора по учебной работе протоиерея Владимира Хулапа, произнесенная в академическом храме за Божественной литургией в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2013 года.


Опубликовано 20.05.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter