Протоиерей Вячеслав Харинов. Пост уничтожает страхи

«Егда же поститеся, не будите, якоже лицемери сетующие» (Мф 6:16). На современный русский язык слово «сетующие» переведено как «унылые». Такая интерпретация не совсем точна. «Сетование» — слово, которое в Священном Писании встречается более десяти раз и всегда связано с утратой и глубоким сожалением об этом. «Не будьте сетующими» — это указание побуждает осмыслять пост в его изначальном значении, так, как его понимали иудеи. Только в исключительных случаях пост мог восприниматься иначе. Например, пост Давида, когда его обличил Нафан; пост ниневитян после проповеди пророка Ионы; знаменитый пост Моисея перед получением скрижалей Завета.

Господь же призывает нас не быть «сетующими», то есть не переживать из-за утраты и не сожалеть о потерянном. Ранние христиане именно так воспринимали пост. Для нас очень важно помнить, что пост в его дистанцировании от многих удовольствий, наслаждений и излишеств не есть время потери. Не будем сетовать! Мы не теряем ничего во время поста, но приобретаем. Дистанцируясь от различных радостей, гедонизма, наслажденчества, маленьких и приятных деталей нашей жизни, мы неожиданно для себя вновь их определяем, они начинают существовать для нас в другой форме. Эти детали и радости возвращаются к нам дарами Божьими, бесчисленными подарками, разбросанными по нашей жизни. Мы снова реанимируем радость познания, творчества, дружбы и любви.

Пост не время сетования, но время духовного веселья, время приобретения. Конечно, всякое приобретение дается за счёт потери или отказа от чего-то. Что же мы теряем постом? Мы лишаемся страха. Время поста — время суда над собой. Суд и кризис связаны содержательно. Кризис всегда связан у человека с экзистенциальной тревогой о своём существовании, и всегда в момент кризиса человек боится. Пост уничтожает этот страх. Он уничтожает и другие базовые страхи. Какие? Страх смерти, свободы, одиночества и отсутствия смысла в жизни.

Бессмыслица уходит, потому что мы вдруг обретаем Творца, Который и есть смысл человеческой жизни. Бессмысленная жизнь ужасна. Пост даёт возможность увидеть высший смысл жизни. Это связано с одиночеством, которое всегда тяжело для человека. Мы пытаемся его компенсировать встречами, коммуникациями, привязанностями к ближним. Но мы рождаемся одинокими, и из этой жизни мы тоже уходим одинокими. Один на один каждый из нас предстанет перед Богом. От этих мыслей одиночество иногда «захлёстывает» человека. Поэтому пост, который проходит в соборной молитве, даёт возможность ощутить общность и обрести поддержку в других людях: мы не одни.

Свобода?! Она величайший дар. Но мы живём в ощущении необходимости структуры, некоего порядка. Полная свобода — это свобода человека, идущего по канату над пропастью, это свобода человека летящего в бездну, в неизвестность. Свобода от всего даёт человеку ощущения страха. Но истинная свобода возможна только в Боге.

А страх смерти? Смерть конкурирует с нашим правом и возможностью на существование. Она мощнейший претендент на нашу бытийность. И что, как не Великий пост, даст нам возможность освободиться от этого страха. Ведь пост — это движение к великой победе Христа над смертью.

Мы приобретаем радости в посту. Но это приобретение всегда связано с изменением человека. Радости и дары Божии просто так не даются. Изменение, трансформация, перемена, покаяние — синонимы, слова к которым мы привыкли. Но именно к этому состоянию мы призываемся Великим постом. Не изменившись, мы не сможем увидеть дары Бога, мы будем продолжать сетовать о потерях. И тем самым обесценивать нашу духовную жизнь.

Будем помнить что, покаяние это не мгновенное событие, эта перемена не может быть мгновенной. Обычно покаяние — это процесс медленного, но верного изменения, трансформации человеческой личности. Сегодня Святая Церковь предлагает нам снова вступить в этот важный процесс покаяния и одновременного открытия бесчисленных подарков Божиих, которые даёт нам Великий пост.

Проповедь протоиерея Вячеслава Харинова, произнесённая после Литургии Преождеосвящённых Даров в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в пятницу первой седмицы Великого поста, 6 марта 2020 года.


Опубликовано 06.03.2020 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter