Интервью с протопресвитером Георгием Антониу, клириком Кипрской Православной Церкви, настоятелем Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Никосии, председателем Церковного суда, председателем Совета катехизаторских школ Паллуриотиссы, основателем и руководителем православного молодежного лагеря.
— Отец Георгий, почему вы решили стать священником?
— С самого раннего детства я желал стать священником, потому что мне нравилось это дело. Я видел, что очень многое, относящееся к служению священника, находится в плохом состоянии. Но для того, чтобы что-то исправить, необходимо возложить бремя ответственности на свои плечи. Поэтому я решил стать священником. Не оставаться в стороне и критиковать извне, а быть тем человеком, который работает над решением проблемы.
— Какое влияние общественно-политическая ситуация на Кипре оказывает на служение священника?
— В полной мере политическая ситуация не касается служения священника. У меня были иные задачи. В моей жизни одно не касалось другого.
— Как Вы можете охарактеризовать религиозную жизнь на оккупированной турками территории Кипра?*
— Сегодня религиозная жизнь на оккупированной территории находится в крайне плачевном состоянии. У нас есть несколько храмов, в которых служат священники, и небольшое количество людей посещают воскресные богослужения. Я не беженец. Я родился в Ларнаке, но, конечно, все киприоты страдают от присутствия турков на Кипре.
— Отец Георгий, какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать священник?
— Священник должен обладать сильной верой и желанием жертвовать собой, потому что очень часто у него нет времени на отдых. Нужно постоянно трудиться. С утра до ночи.
— Православный молодежный лагерь, работой которого Вы руководите, занимает важное место в Вашем служении. А как начиналось это движение?
— Приход, на котором я служу, имеет свою историю работы в этом направлении. Еще до того, как я был направлен сюда, у прихода был свой лагерь, потому что все понимали важность и необходимость работы с молодежью, с детьми. Когда я пришел, решил продолжить это дело, потому что я люблю лагеря. Мы решили организовать его именно здесь, в Потамитиссе. Это была моя вторая мечта. Моей первой мечтой было желание стать женатым священником, а третьей – богословом. Я мечтал и о том, чтобы приглашать сюда молодых людей из разных стран. Протопресвитер Андреас Папавассилиу был одним из тех, кто поддержал все начинания. К счастью, архиепископ Хризостом I** дал свое архипастырское благословение на работу с детьми. Вот так мы и трудимся здесь до сих пор.
— Традиционно в работе православного молодежного лагеря на Кипре принимают участие представители России, Беларуси, Литвы и Польши. Как и когда Вы решили приглашать иностранных гостей?
— В 1993 году я отправился в Жировичи на совещание «Синдесмоса».*** Там я встретился с представителями России, Беларуси, Литвы и Польши. В каждой из этих стран у меня были друзья. Мне показалось возможным попросить их направить в лагерь молодых людей.
— Отец Георгий, Вы неоднократно бывали в России. Как Вы оцениваете религиозную жизнь в нашей стране?
— У вас много старцев, духовно опытных пастырей. Это дает возможность улучшать религиозную жизнь в России.
— Что вы можете пожелать Санкт-Петербургской православной духовной академии?
— Всего лучшего во Христе! Я очень люблю Санкт-Петербургскую духовную академию, потому что у меня там много друзей. Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) мои братья, они мне как сыновья. Преподаватели и студенты Санкт-Петербургской духовной академии – это, большей частью, люди открытые, отзывчивые и восприимчивые, обладающие широтой взглядов.
* На острове неоднократно происходили межэтнические столкновения общин греко-киприотов, составляющих большинство, и турко-киприотов, составляющих меньшинство.
Ряд вооруженных конфликтов наблюдался в 1964 и 1967 годах, что послужило росту напряжения в отношениях между двумя общинами. В июле 1974 года Турция воспользовалась государственным переворотом на Кипре, организованном греческой хунтой, и под предлогом восстановления конституционного порядка на острове турецкая армия предприняла широкомасштабное вторжение.
В результате грубого вторжения Турция установила контроль над северной частью Кипра, столица Никосия оказалась разделенной на два сектора. Греко-киприоты вынуждены были бежать с оккупированной турками территории, покидая родные дома и земли.
Древние храмы и святыни подверглись осквернению и разрушению, регулярная богослужебная жизнь на севере острова прекратилась.
В 1983 году оккупированная территория была провозглашена Турецкой Республикой Северного Кипра, признаваемой в качестве субъекта международного права лишь Турцией.
** Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом I родился в 1927 году близ города Пафос. В 1951 году был рукоположен в сан иеродиакона при Свято-Киккском монастыре, послушником которого был с 1940 года, а в 1961 году, по окончании философского и богословского факультетов Афинского университета, хиротонисан в сан иеромонаха, затем возведен в сан архимандрита. В 1968 году защитил магистерскую диссертацию в Англии. В том же году начался период его архиерейского служения. В 1977 году был избран Предстоятелем Кипрской Церкви, став преемником широко почитаемого киприотами первого президента Кипра архиепископа Макариоса III. Летом 1978 г. во время посещения Русской Православной Церкви ему был вручен диплом почетного члена Ленинградской духовной академии. В 2006 году по состоянию здоровья не смог продолжать Первосвятительское служение. Архиепископ на покое Хризостом I скончался 22 декабря 2007 года. Погребен в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Никосии.
*** Всемирное братство православной молодёжи «Синдесмос» — международная церковно-общественная организация, основанная в 1953 году в Париже группой молодых православных богословов (Иоанн Мейендорф, Александр Шмеман и др.).
Деятельность организации получила благословение и поддержку всех Поместных Православных Церквей.
С 1964 г. в «Синдесмос» стали принимать богословские учебные заведения. Ранее членство в братстве было открыто только молодёжным организациям. В 1971 г. география православного молодежного движения расширилась за счет Советского Союза.
В настоящее время братство включает 126 молодежных организаций и учебных заведений из 42 стран. В движении принимают участие 11 организаций и духовных школ Русской Православной Церкви.
Беседовали Дионисий Адамия, Олег Бельтек