Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия

Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия

«Младенец родился нам». В этот великий праздник Рождества помолимся, чтобы воплощенное Слово Божие нам даровало что-то от Его простой невинности и Его бесстрашной чистоты. Чтобы Христос даровал нам чистоту помыслов, чувств, побуждений, действий.

Ибо младенец родился нас (Ис.9:5)

Избавитель приходит в жестокий мир как Младенец, с самого начала неся в него чистоту, воплощающую великую тайну и бесчисленные возможности. В этой спокойной и бесстрашной невинности воплощенное Слово Божие сталкивается с полной лукавства и интриг развратной человеческой природой. «Новорожденный Младенец есть символ незлобия, это дитя есть как новая тварь», – говорит святой Кирилл Александрийский. У Младенца есть красота, обладающая первородной силой, но она такая хрупкая.

Избавитель мира требовал от своих последователей чистоты сердца, в котором рождаются желания и помыслы. Не внешнего поверхностного благочестия, но чистоты глубинного бытия. Позже, будучи в зрелом возрасте, когда Христос вел споры с псевдо богобоязненными фарисеями и скептически настроенными саддукеями, он предупреждал: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Он благословил и обнял детей, и сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Оно тех, кто, как и они, живут в простоте и доброте: «Оно есть тех, кому от природы присуще незлобие и кто по своей воле стяжал простоту, которую дети имеют от природы», – объясняет архиепископ Феофилакт. И Христос настаивает: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10: 15, Лк 18:17).

В другой раз, обрисовывая дух, отношение к жизни тех, кого он признает своими, он утверждает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).Те, у кого чистое сердце, будут видеть лицом к лицу Бога и будут поистине сопричастны Ему. Они действительно блаженны.

«Отроча родися нам». Невинность и чистота Младенца, воплощенного Слова Божия, нового Адама, нового человека вскоре сталкивается с жестокостью и лукавством ветхого, падшего Адама, отраженного со всей силой в лице Ирода. «Пойдите тщательно разведайте о Младенце» — попросил мудрецов Востока волхвов хитрый правитель – «и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2:8). Развращенный и безжалостный правитель намерен закончить как можно скорее с угрозой, которую, как он чувствует, таит для него новорожденный Иисус, воплощенная чистота. Рождественская история ясно раскрывает этот конфликт: развращенность против целомудрия. И целомудрие выступает против развращенности большой или малой власти.

На первый взгляд результат столкновения, кажется, предопределен. Сокрушение целомудрия и воцарение развращенности кажется неизбежным. В долгосрочной перспективе, однако, повсеместно воцаряется кристальная чистота Иисуса, а развращенный облик Ирода покрывается позором. Ибо этот рождающийся Младенец по своей природе есть Сын Божий, имеющий действительную власть: «… и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности» (Ис.9:6).

Чистота, целомудрие души Иисуса не имеет ничего общего с простотой или слабостью. Напротив, она является смелой и непреклонной. Иисус Христос клеймит лицемерие, несправедливость, разврат. И его порицание явственно звучит во все времена, ниспровергая сильные и развращенные слои общества.

Рождение Иисуса Христа раскрывает нам глаза, чтобы мы могли сосредоточить внимание на невинности и чистоте детских глаз во всех уголках нашей планеты, даже если они только что впервые увидели свет Божий. Давайте смотреть на них с уважением и любовью. И выражать ко всем детям, к которым можем, неподдельный и деятельный интерес.

Но есть и еще одно – следует поискать внутри себя, в глубине своей души Младенца, чистоту, преследуемую эгоизмом, подобным развращенному Ироду. Несмотря на изменения, которые несет сама жизнь, каждый человек скрывает в каждом аспекте своей души нечто от первоначальной детской невинности. Дадим же чистоте и целомудрию мыслей, настроений и помыслов должное место в нашей жизни.

Конечно, радуют сообщения и полезны принимаемые решения по борьбе с развратом. Но необходимо найти новые методы и меры для борьбы с ним. Однако, как это было наглядно показывает то, что ежедневно выплескивается наружу, способов и вариантов избежать этих мер еще больше. Разврат истекает из разума и сердца. И в долгосрочной перспективе именно туда, наряду с немедленными техническими препятствиями разврату, должно быть устремлено непосредственное лечение нашего общества. Начинать следует с правильного воспитания детей, больших и маленьких: надо заставлять их любить красоту целомудрия и честности. Чтобы они научились питать отвращение к обману и не хвастаться им. Чтобы они осознавали, что искренность, прямота и справедливость, все эти формы чистоты, проявляемые в зрелом возрасте, не являются слабостью, но это качества благородного, «бриллиантового» характера, который в конечном счете есть самое дорогое для семьи, общества и культуры.

«Младенец родился нам». В этот великий праздник Рождества помолимся, чтобы воплощенное Слово Божие нам даровало что-то от Его простой невинности и Его бесстрашной чистоты. Чтобы Христос даровал нам чистоту помыслов, чувств, побуждений, действий. Чтобы он просветил нас силою истины и любви, чтобы мы могли твердо стоять против любой формы разврата – внешнего или внутреннего.

Благословенно Рождество. Полон света и надежды Новый год.

Анастасий, Архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании

Рождество Христово, 2010

Перевела с греческого Зинаида Оборнева

Православие.ru


Опубликовано 07.01.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter