Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! В сегодняшний день славного торжества мы молитвенно воспоминаем с вами событие, неописанное в Священном Писании. Однако имеющее древнейшее укоренение в Предании Святой Церкви. Событие Введения во храм Пресвятой Девы ярко и динамично описаны в апокрифическом протоевангелии Иакова, а также позднем апокрифе – евангелии псевдо-Матфея. Данные источники повествуют нам о благочестивых родителях Пресвятой Девы Иоакиме и Анне, которые «свободились поношения[1]» рождением Дочери, которую решили посвятить Богу на служение в Иерусалимском храме. По истечении трех лет Анна и священник Иоаким в сопровождении родственников и девочек со светильниками приводит Ее в храм, дабы исполнить данный Богу обет. Но произошедшее в храме событие изумляет всех: трехлетняя девочка без посторонней помощи проходит 15 ступеней, ведущих в храм, первосвященник Захария изумляется (а ведь именно отца Иоанна Предтечи Предание почитает тем самых священником, который ввел эту Деву во Святая Святых). Это произвело истинное удивление и недоумение, как такое могло произойти. Сродники, священники, да и родители Девы Марии дивятся произошедшему. Господь принимает Деву на служение Себе.
Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, беседует с ангелами, приспевает в молитве, пении псалмов, труде, благочестии, милосердии. Один из апокрифов, дабы живописать время, проведенное Ею в храме, даже дает нам описание каждодневных подвигов Пресвятой: «…Она постановила Себе за правило предаваться молитве от утра до третьего часа и заниматься рукоделием от третьего часа до девятого. И после девятого часа Она не переставала молиться, пока ангел Господень не являлся Ей и Она получала пищу из рук его, дабы более и более преуспевать в любви Божией…»[2]
Святитель Григорий Палама в своем слове на Введение во храм Пресвятой Богородицы говорит: «Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф 7:17; Лк 6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, — для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм — во Святое святых — ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам».[3]
«Днесь благоволения Божия предображение» – именно эти ёмкие слова тропаря выражают саму суть произошедшего на рубеже Ветхого и Нового Завета. Заря спасения, Чистая и Непорочная Дева вводится в храм Господа, чтобы уготовить Себя к от века предначертанному – стать матерью воплощенного Бога.
Прославим же, дорогие братия и сестры, Господа нашего за Его великую любовь и милосердие к нам, грешным, прославим мы и Пресвятую Богородицу, славный вход в Иерусалимский храм Которой мы молитвенно воспоминаем. Пусть же неустанная молитва и благодеяния Пречистой служат всем нам постоянным назиданием и ярчайшим примером искреннего смирения и любви к Богу. Аминь.
[1] Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы [2] Книга о рождении благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом, пресвитером. [3] Святитель Григорий Палама «Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Проповедь студента II курса церковно-практического отделения академии Романа Березкина на Божественной литургии в праздник Введения во храм Божией Матери 4 декабря 2011 г.