С. Мячин. Великая Преблагословенная Суббота

С. Мячин. Великая Преблагословенная Суббота

Великая Суббота – это суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.

С момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех желающих. С апостольских времен вера в победу Христа над смертью передавалась из поколения в поколение. Эта тема легла в основу рассуждений многих святых отцов и учителей Церкви. Эту веру раскрывают богослужебные тексты и обряды, которые совершаются в Великою Субботу.

Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу Тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно, ввиду наступающего дня субботнего покоя, погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень.

Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую Субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа. [5]

Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории. В современном христианском мире это событие понимается по-разному. Либеральное западное богословие вообще отрицает возможность говорить в буквальном смысле о сошествии Христа во ад, утверждая, что тексты Священного Писания, посвященные этой теме, следует понимать в переносном смысле. Традиционная католическая догматика настаивает на том, что Христос после Своей смерти на Кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Подобное же понимание достаточно широко распространено среди православных христиан. [6; с.6]

О сошествии Христа во ад молчат все четыре евангелиста. Но вера в то, что после Своей смерти на Кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, ясно выражена в Деяниях апостольских, где приведена речь апостола Петра, произнесенная после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы:

«Мужи Израильские! Выслушайте слова [мои] сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами… Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его… Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его [воздвигнуть Христа во плоти и] посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил. (Деян.2:22-24;29-32)

Но более конкретное свидетельство о сошествии Христа во ад мы находим в Первом послании святого апостола Петра:

«Христос, чтобы привести вас к Богу, однажды пострадал за грехи, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа…». (1Пет. 3:18-21)

Данные свидетельства Священного Писания легли в основу многих рассуждений отцов и учителей Церкви на данную тему.

Так, св. Поликарп, епископ Смирнский (II в.), в своем Послании к Филиппийцам пишет, что Христос«претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада». [10; с. 150]

Святитель Ириней Лионский (†202 г.) в своем сочинении «Против ересей» пишет: «Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи».[ 7]

В проповедях св. Кирилла Иерусалимского (IV в.), адресованных оглашенным, встречается тема сошествия во ад. Так, в четырнадцатом огласительном слове читаем: «Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, Который не был связан узами оного. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побегла, и бегство cиe обнаружило боязнь ее. Стеклись Святые Пророки и Моисей Законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия и Креститель Иоанн, который свидетельствуя говорил: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11, 3)? Искуплены все Праведные, поглощенные смертью. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из Праведных говорил: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15, 55)? Ибо нас искупил Победоносец». [8]

У св. Григория Богослова в знаменитом «Слове на Пасху», которое в течение многих столетий являлось неотъемлемой частью пасхального богослужения, мы встречаем упоминания о сошествии Христа во ад:«Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых. — Восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь». [2]

Тема победы Христа над адом и смертью раскрывается и в богослужебных текстах утрени Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: жизнодавче Хрите Боже наш, слава Тебе». [11]

Центральным моментом великосубботней утрени является пение Псалма 118, разделенного на три части («статии»). К каждому стиху псалма добавляются краткие «похвалы», авторство которых принадлежит неизвестному поэту, жившему не позднее XIV столетия. Главная тема «похвал» — это искупление и спасение человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада для того, чтобы искупить его. Автор подчеркивает универсальный характер искупления, совершенного Христом не для какой-либо определенной категории людей, но для всего человечества и каждого человека. Воскрешение Христом мертвых, которое описывается как «опустошение» ада воскресшим Христом.[6; с. 262-263]

Вот некоторые примеры:

  • «Хотя бы Ты и был в могиле погребен, хотя бы и сошел во ад, Спаситель, но и могилы Ты опустошил и ад обнажил, Христе».
  • «Потоки жизни изливающая Божия Премудрость, сойдя во гроб, оживотворяет пребывающих в недоступных глубинах ада».
  • «Зашел Ты под землю, Утренняя Звезда правды, и мертвых, как от сна пробудил, изгнав всю бывшую во аде тьму». [11]

В синаксарии Великой Субботы развивается мысль о том, что ад был «обманут», когда туда сошел Христос. Эта мысль восходит к теории св. Григория Нисского о «божественном обмане». Если эта теория может показаться несколько искусственной и натянутой в том виде, в каком она выражена у св. Григория Нисского, то в богослужебных текстах она звучит вполне убедительно, так как здесь речь идет не столько о том, что Бог «обманул» диавола, сколько о том, что диавол «обманулся» вследствие недостатка провидения, проницательности, вследствие гордости и ослепления. Ад тоже оказался духовно слепым и неспособным понять смысл страданий, смерти и погребения Господа Спасителя. Утреня Великой Субботы заканчивается стихирами, в которых говорится о «субботствовании» Господа во гробе. В стихирах проводится параллель между погребением Спасителя, Своей смертью завершившего «домостроительство спасения» рода человеческого, и тем субботним покоем, которым завершилось сотворение мира. [6;с.276-277]

«В сей день удерживает гроб Держащего Своей рукою все творение; камень покрывает Покрывшего Своею доблестью небеса. Жизнь спит, и ад трепещет, и Адам от уз освобождается. Слава промыслу Твоему, по которому все завершив, Ты даровал нам вечный субботний покой – всесвятое Твое воскресение из мертвых».[11]

Еще одним важнейшим богослужебным аспектом, связанным с Великой Субботой и Пасхой, был обычай совершать по окончании Великого поста и перед Евхаристией Таинство Крещения новообращенных. [5]

Связь Крестной смерти Христа и Таинства Крещения (как символического погребения с Ним) отражена в Посланиях ап. Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Рим 6;4)

О крещении оглашенных накануне Пасхи говорит Эгерия, которая посетила святые места Иерусалима в конце IV в. Она пишет, что: «В субботу правится по обычаю на третьем часе; так же и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, то есть в Мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети, восприявшие крещение, одетые так, как они вышли от купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь, где, по обычаю, бодрствует весь народ; там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст». [9]

Упоминание о крещении оглашенных имеются и в более поздних памятниках.

Так, Типикон Великой церкви описывает «конец оглашения», которое, по этому Уставу, начиналось с воскресения второй недели Великого поста. В это воскресение за литургией произносилось следующее огласительное слово: «Возлюбленные мои истинные чада, зная вашу искреннюю веру во Христа и то, какое вы имеете уважение к святому крещению, напоминая вам и ныне о обычных порядках, просим: все, кто желает приводить ко спасительному Христову крещению некоторых из близких вам, таковых уже приводите сюда во святые церкви, дабы успеть заранее научить оглашенных божественным наставлениям в правилах веры. В самом деле, некоторые приступающие ко святому таинству не успевают ничему научиться из предлагаемого им наставления, и случается, что они сподобляются благодати, совершенно ничего не зная о благодати. Итак, каждый из вас, имея у себя такового, да приводит его прежде крестопоклонной недели поста, так как, по прошествии ее, без испытаний, помимо какой-либо крайней нужды, приводимых креститься в приближающийся пасхальный праздник мы не будем допускать». [4; с.155-156]

Типикон Великой церкви очень подробно описывает крещение оглашенных на литургии в Великую Субботу.

По исполнении предначинательного псалма, при пении «Господи воззвах» патриарх совершал вход с Евангелием. После пелся прокимен: «Вся земля» и читалась первая паремия. Когда начиналось чтение второй паремии, патриарх брал из рук второго диакона Евангелие и, поцеловав его, полагал на кафедру вместо себя и удалялся с подсвечниками в великую крещальню для совершения крещения. Прежде чем зайти в баптистерий, патриарх переоблачался в белые одежды, затем, войдя внутрь, совершал каждение двух купелий, предназначенных для мужчин и женщин, и благословлял их свечами. После крещения патриарх отправлялся в храм св. Петра, куда один из иереев относил святое миро. В храме св. Петра во время пения «Елицы во Христа крестистеся» происходило миропомазание. Если патриарх успевал чины крещения, миропомазания и вечерни окончить скоро, то после восьмой паремии сразу читалась последняя из пророка Даниила и пелась песнь трех отроков, после которого патриарх с новопросвещенными входил в храм. [4; с. 160-163]

Таким образом, в Великую Субботу Православная Церковь вспоминает сошествие Христа во ад. С момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех желающих. С апостольских времен вера в победу Христа над смертью передавалась из поколения в поколение. Эта тема легла в основу рассуждений многих святых отцов и учителей Церкви. Эту веру раскрывают богослужебные тексты и обряды, которые совершаются в Великою Субботу.


Список использованных источников и литературы:

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические: В рус. пер. – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1993. – 1372 с. 2. Григорий Богослов, свят. Слово 45. На Святую Пасху. [Электронный ресурс] — URL:http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/paskha.html (03.05.2013). 3. Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX—Х в., Казань, 1894. – 426 с. 4. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. – 352 с. 5. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая суббота./ Православная энциклопедия. Т.7. [Электронный ресурс] — URL: http://www.pravenc.ru/text/150073.html (03.05.2013). 6. Илларион (Алфеев),еп. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2005. – 432 с. 7. Ириней Лионский, свят. Против ересей. К. IV. [Электронный ресурс] — URL: http://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/4adv_haer/4ah27.htm (03.05.2013). 8. Кирилл Иерусалимский, свят. Огласительное поучение четырнадцатое. [Электронный ресурс] — URL: http://www.orthlib.ru/Cyril/oglas14.html (03.05.2013). 9. Паломничество по Святым местам конца IV века. [Электронный ресурс] — URL: http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm (03.05.2013). 10. Поликарп Смирнский, свят. Послание к Филиппийцам. /Антология раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С.150-156. 11. Утрення Великой субботы. Триодь Постная в русском переводе. [Электронный ресурс] — URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/index.shtml (03.05.2013)


Опубликовано 19.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter