Доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели его развития и пути их достижения на ближайшее десятилетие. Центральное место в этом стратегическом документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, то есть решению именно тех задач духовного становления личности, на которых Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и общества.
Система образования Ленинградской области находится на этапе своей модернизации, стратегией развития является национальная инициатива «Наша новая школа» и комплекс мер по модернизации образовательных систем Правительства РФ.
Мы, сейчас, в новой школе с помощью профильных старших классов можем не только обеспечить поступление школьников в вузы без экзаменов (как это делается в большинстве стран мира), но мы должны — и теперь можем — в большей степени направить обучение старшеклассников на их лучшую подготовку к жизни в обществе, в семье. А это без основательного нравственного, духовного воспитания молодежи невозможно.
Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов:
- природные (или биологические),
- социально-культурные,
- педагогические,
- духовные.
Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения. Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее — влияние личности педагога, богатство его духовного мира. Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения. Именно на это и направлен проект Тихвинские Рождественские образовательные чтения.
Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях; эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
Вопросы воспитания детей, подростков и молодежи в Ленинградской области решаются на основании нормативно-правовых документов:
- закон РФ «Об образовании»;
- национальная доктрина образования;
- областной закон «О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области» от 20.06.2005 № 47-оз;
Кроме того, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области разработаны:
— новая редакция Региональной концепции воспитания школьников Ленинградской области, основной идеей которой является воспитание Гражданина-патриота своей малой родины, патриота своей страны. Концепция определяет, что Малая родина — это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области — гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.
— разработана региональная концепция выявления и поддержки талантливой молодежи Ленинградской области; — региональная концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области.
Комитетом ежемесячно анализируются муниципальные планы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, правовому просвещению, духовно-нравственному воспитанию, развитию физической культуры и спорта в системе образования, развитию системы дополнительного образования детей.
Правительством Ленинградской области принята долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы», в раздел 2 «Реализация актуальных направлений развития региональной системы образования» включены подпрограммы: «Развитие системы дополнительного образования» и «Развитие системы воспитания».
Цель данных подпрограмм:
- создание развивающей образовательной среды Ленинградской области, обеспечивающей сохранение здоровья, личностное и профессиональное развитие участников образовательного процесса, гражданскую и творческую активность, психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности;
- развитие системы выявления и поддержки талантливых учащихся, усиление воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей каждого ученика, формирование патриотичной, социально-активной личности;
- в рамках подпрограмм предусмотрен ряд мероприятий, направленных на воспитание у обучающихся толерантного мировоззрения в сфере межнациональных отношений, военно-патриотического и гражданско-правового воспитания, противодействия деятельности неформальных объединений.
В целях совершенствования работы учреждений и педагогов по реализации функции воспитания Комитетом на уровне области проводятся следующие конкурсные мероприятия:
- областной конкурс «Школа года»;
- областной конкурс педагогического мастерства «Учитель года»;
- областной конкурс «Классный, самый классный»;
- областной этап Всероссийского конкурса воспитательных систем;
- проведение областного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Дважды в год, по состоянию на начало и конец учебного года, Комитетом проводится мониторинг эффективности и результативности деятельности классных руководителей по реализации функции воспитания.
Координация деятельности системы образования и родительской общественности по вопросам воспитания решается через участие родителей в работе областного родительского Совета и через другие формы работы.
Например, 12 марта 2010 года в здании Правительства Ленинградской области состоялось областное родительское собрание «О взаимодействии семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья детей».
В работе родительского собрания ежегодно принимают участие делегации школьных родительских комитетов из всех муниципальных районов Ленинградской области в количестве 270 человек.
Кроме того, ведется работа по развитию ученического самоуправления детского общественного движения. Традиционно проходит фестиваль детских общественных объединений Ленинградской области и областной этап Всероссийского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века», областной этап всероссийской акции «Я — гражданин России», областной этап Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления.
В Ленинградской области функционирует областная детская общественная организация «ДЕЛО» (Дети Ленинградской Области).
В Ленинградской области в системе образования осуществляется системная работа по организации спортивной и досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи, что способствует формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, обеспечивает занятость во внеурочное время, что в свою очередь является эффективной мерой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
С целью оказания действенной помощи педагогам в деле духовно-нравственного воспитания школьников на федеральном, региональном и муниципальном уровне проводится большая совместная работа для развития сотрудничества школы и Православной церкви:
- Учащиеся Ленинградской области ежегодно принимают активное участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси».
- Шестой год реализуется духовно-просветительский проект «Тихвинские рождественские чтения». Четвертый год совместно проводится Областной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
- С 2009 года нами и Санкт-Петербургской епархией учрежден областной конкурс каждый год с новым названием «Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести», «Уроки любви и верности», причем этот конкурс проводится отдельно для педагогов и отдельно для учащихся.
Большая совместная работа в деле духовного воспитания и просвещения проводится и в муниципальных районах, есть хорошие результаты партнерства в Гатчинском, Подпорожском, Сланцевском, Волосовском, Приозерском, Лужском, Тихвинском, Кировском, Всеволожском районах.
Кроме того, в Ленинградской области функционирует два негосударственных образовательных учреждения, в которых наряду с общеобразовательными программами реализуются программы религиозной направленности.
С целью дальнейшего развития системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и расширения сферы социального партнерства между областным комитетом и отделом религиозного образования Санкт-Петербургской епархии 12 августа 2009 года подписано Соглашения о сотрудничестве.
С 2010 года в 19 субъектах Российской Федерации начался эксперимент по реализации в образовательных учреждениях курса «Основы религиозны: культур и светской этики». Ленинградская область в число экспериментальных регионов не вошла. В этой связи в 2011 году в Ленинградской области в экспериментальном режиме начата реализация учебного курса «Основы религиозны: культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Экспериментальная деятельность была направлена на отработку организационных вопросов реализации данного учебного курса в системе образования Ленинградской области. Для участия в региональном эксперименте определены 27 образовательных учреждения из всех муниципальных образований с охватом 780 учащихся. Итоги реализации эксперимента показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету. Преподавание курса в штатном режиме начнется с 1 сентября 2012 года в 4 классе.
5 апреля 2011 года между Правительством Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви заключено соглашение о сотрудничестве, целью которого является реализация курса ОРКСЭ и других просветительских проектов.
В сентябре 2011 года создан координационный Совет по взаимодействию Комитета и Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (созданный на паритетных началах с нашими партнерами).
Организованы тематические встречи заведующих органов местного самоуправления по вопросам реализации курса ОРКСЭ на базе Духовной академии, которые, как мы надеемся, будут продолжены.
27 сентября состоялось подписание трехстороннего соглашения между комитетом, епархией и Русской христианской гуманитарной академией, которое направлено на теоретическую подготовку педагогов по реализации курса ОРКСЭ.
Работа комитета общего и профессионального образования Ленинградской области получила свое продолжение и в муниципальных районах.
Уверен в том, что совместные усилия школы и церкви — этих двух самых главных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, обеспечат подъем образованности на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего региона и страны.
Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.
Пленарный доклад председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктора педагогических наук С.В. Тарасова, зачитанный автором на VI Межрегиональных образовательных Рождественских чтениях, г. Тихвин, 7 февраля 2012 года.