Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк. 18: 9-14
Иеромонах Игнатий (Юрченков), кандидат богословия:
Сегодня термин «фарисейство» широко употребляется по поводу и без повода, без учета его первоначального значения.
В Евангелии главное, в чем осуждал Иисус фарисеев, — это лицемерие. Определений лицемерия существует достаточное количество, но в контексте Евангелия, думаю, имеется в виду моральное двуличие, двойной стандарт. Двойной стандарт присущ как религиозному, так и светскому обществу, поскольку модель поведения человека,имеющего фарисейский дух или закваску, о которой говорил Христос (Мф.16:6), везде одинакова. Тем не менее, поскольку само понятие «фарисейство» как тип религиозного поведения появляется в Библии, я бы его рассматривал только в религиозном контексте. Не смотря на то, что фарисейство имеет свои нюансы в среде духовенства и в среде мирян, считаю, что это явления одного порядка.
Признаки фарисейства хорошо описаны в притче «О блудном сыне» (См.: Лк. 15:11-32), на основании которой можно сделать несколько выводов о том, кто такой фарисей:
— Фарисей считает, что если он достаточно долго служит в Церкви, то Бог и Церковь ему чем-то обязаны.
— Фарисей — это человек, который часто не видит своих грехов, упивается своей самоправедностью. Самоправедность — это когда человек стремится достигнуть праведности в глазах Бога и возвыситься в своих глазах (самозначимость), что дает ему «право» смотреть на других свысока.
— Фарисей всегда ждет публичной оценки своих трудов. Осуждает людей за грехи, которые сам бы хотел сделать (осуждение — своего рода сублимация) или упрекает за грех, а сам делает грехи еще хуже.
— Фарисею люди всегда мешают «спасаться», или они для него вообще не существуют, он их не любит.
— Фарисей страдает завистью. Он всегда завидует, когда Бог благословил кого-то больше, чем его.
Все вышеперечисленное — это так называемый «скелет в шкафу», а на виду фарисей может быть молитвенником, постником, аскетом, авторитетным богословом, говорить языками человеческими и ангельскими, иметь дар пророчества, иметь познание и веру, переставляющую горы (1Кор.13:1,2).
Из книги «Евангельские притчи вчера и сегодня»протоиерея Владимира Хулапа, проректора по учебной части СПбДА, доктора теологии, кандидата богословия:
На севере Германии в кафе можно услышать необычную просьбу, обращенную к официанту: «Принесите мне «фарисея», пожалуйста». Чашка кофе, которую получит сделавший заказ, внешне выглядит как обычный капучино, но под густой молочной пеной скрывается изрядное количество рома. Согласно легенде, в XIX веке в одной из деревушек этой области жил строгий пастор, который запрещал пить спиртное даже на семейных торжествах. Идея создания такого напитка пришла на ум одному крестьянину во время торжественного обеда. Безобидный на вид кофе все более и более горячил кровь собравшихся, пока пастор не заподозрил неладное. Он отпил из чашки соседа и, возмущенный поведением своих пасомых, вскричал: «Ах вы, фарисеи!»
Во времена Христа фарисеи считались почтенной элитой иудейского общества, ведь главным в их жизни была религия. По мнению многих исследователей, термин «фарисей» (евр. «перушим») происходит от глагола, означающего «отделяться», «обособляться». Это течение возникло в вавилонском плену, в чуждом языческом окружении как защитная реакция. «Отделение» первоначально подразумевало размежевание с иноплеменниками, однако постепенно начало происходить и в иудейской среде, когда те, кто особенно тщательно соблюдал закон (делая упор на предписаниях о ритуальной чистоте и нечистоте), «отделялись» от невежд. Другие ученые производят это название от глагола «лефа-реш» – «объяснять, толковать», поскольку фарисеи были признанными специалистами в истолковании тонкостей закона.
Древний иудейский историк Иосиф Флавий писал о фарисеях: «Они ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям».
Иеромонах Геннадий (Поляков), доцент иконописного отделения, кандидат богословия:
Я думаю, что фарисейство — это лицемерие, так как Господь говорил в Евангелии: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Это явление обычно возникает тогда, когда человек отходит от Бога и начинает вести двойную жизнь. То есть на людях он изображает добродетельность, а тайно совершает те или иные грехи. Отсюда возникает разлад между внешней и внутренней жизнью.
В наше время часто в этом обвиняют священнослужителей, но на самом деле, думаю, что это грех, который может встречаться у любого человека в той или иной форме и степени. И священник может изображать перед прихожанами и обществом какую-либо добродетель, которую на самом деле не имеет. И мирянин может перед окружающими притворяться тем, кем он не является. Например, нередко политик перед своими избирателями показывает горячую любовь, но при этом тайно может смеяться и презирать этих людей.
Сейчас лицемерие часто становится профессиональным качеством. К примеру, продавец. Если ты приходишь к нему в магазин, он проявляет любезность, радость от того, что ты посетил его торговое заведение, оказывает всевозможные услуги, но это все лишь для того, чтобы продать тебе свой товар. При этом в душе этот человек может не испытывать к тебе никакого доброжелательства.
Когда человек становится лицемером, в его жизни неизбежно происходит раздвоение. С одной стороны он может даже специально себя рекламировать, чтобы показать «выдающиеся» черты. А с другой стороны, его частная жизнь жестко огорожена, закрыта от других людей — ведь окружающие могут увидеть, какой ты на самом деле. Вот такое поведение, на мой взгляд, является фарисейством в наше время.
Диакон Алексей Ремизов, студент II курса магистратуры:
Христос в Евангелии часто обличает фарисеев и предостерегает людей не уподобляться им. Спаситель не одобряет показного поведения, которое было присуще фарисеям. С того времени прошло почти две тысячи лет, но фарисейство не исчезло, а, наоборот, укоренилось в социуме. И церковное общество не является исключением. Скажу больше: к Церкви всегда более пристальное внимание и потому в ней лучше виден любой изъян.
Особенно отчетливо то, что можно назвать показным, проявляется в богослужебной жизни. Можно привести немало примеров.
Мы приходим накануне воскресного или праздничного дня на Всенόщное бдение, которое начинается в некоторых храмах в 16 часов, в других в 17 или 18, и уходим через два-три часа. А ночью мы спим, а вовсе не молимся. Можно, конечно, заменить термин «Всенόщное бдение» на «вечернее богослужение», но как быть с тем фактом, что Утреня (вторая часть Всенόщного бдения) в подавляющем большинстве приходов совершается вечером? Не смущает ли вас диаконский возглас «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», произнесенный в достаточно раннее даже для вечера время? Еще «лучше» священнику, который во время Шестопсалмия читает «Утренние молитвы». Многие из этих молитв начинаются словами благодарности к Богу о том, что Он даровал нам новый день после ночного сна и сподобил послужить Ему. Это лишь один из многочисленных возможных примеров проявления фарисейства в церковной среде, в том числе и среди духовенства. Часто ли мы задумываемся над смысломнаших действий? Нужны ли эти действия нам? А Богу?
Однако я и сам делаю так, «как благословят» или «как положено», хотя внутренне испытываю к этому противление. Но раз я поступаю так, значит, тоже являюсь фарисеем?
Материал подготовили диакон Алексей Ремизов,
Анна Сухорукова, Анна Ершова