Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, не случайно именно с этих слов всегда начинается любая христианская проповедь. Более того без них она совершенно невозможна!
В сегодняшнем воскресном евангельском чтении, радость слышания которого нам еще только предстоит испытать, мы в который раз услышим призыв Господа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»! (Мф. 28. 19) Это было последнее повеление Спасителя Своим ученикам, произнесенное непосредственно перед его Вознесением. И, конечно, оно должно иметь особенное значение для нашей жизни. Ведь даже в обычном разговоре между людьми последние слова запоминаются лучше всего. Так, например, какое-нибудь теплое и искреннее слово, сказанное напоследок, вполне может изгладить любую невольно нанесенную в ходе беседы обиду. Это прекрасно демонстрирует, что последние слово – оно и решающее. Так и последние слова Господа нашего должны постоянно звучать в сердце каждого христианина.
О чем же говорит Спаситель напоследок роду человеческому? Вполне очевидно, что Он призывает нас к несению проповеднической миссии. Однако в наши дни в самой широкой среде воцерковленных людей, осознанно верующих, бытует мнение о том, что проповедь – это удел избранных, тех, кто этому специально обучается и готовится. Таким образом, встает вопрос: а обязательно ли каждому христианину проповедовать, не могу ли я спастись без проповедничества?
Если обратиться к опыту церковной жизни, к чутью самой Церкви, то ответом на последний вопрос может стать лишь категорическое «нет». Проповедь нужна, она неотъемлемый элемент духовной жизни. Однако в наше время это не кажется такой уж безусловной истиной. Порой, в сердце любого, сколь угодно искреннего, христианина господствует мнение о том, что для спасения ему достаточно лишь собственного благочестия, достаточно, так сказать, «верить в душе». При этом теряется истинное понимание проповеди. Она превращается в некое прикладное искусство, которое вроде бы даже и не обязательно для христианина. И правда, проповедь ведь нужна для обращения неверующих. Вот и пусть ею занимается тот, кого этому учили или у кого к этому талант!
Но давайте подумаем, если наша проповедь – это исключительно набор риторических, логических и любых других доказательств правоты нашей веры, то где же тогда то живое Слово, которое звучало из уст Самого Спасителя, а затем его учеников-апостолов? И это вновь возвращает нас к тем словам, которые всегда предшествуют проповеди. Всего через несколько минут мы с вами в очередной раз услышим призыв Господа нашего: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:9-20). Ни много ни мало, Господь требует от проповедника научить другого человека соблюдать все, что Он заповедал нам. И неужели эта задача по плечу тому, кто просто умеет красиво говорить или правильно убеждать?!
«Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой премудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор 2:4), — говорит один из самых великих проповедников нашей Церкви, святой ап. Павел. Здесь он ясно показывает, что главное в проповеди не то, как говорить, но с каким сердцем, ради чего и во имя чего. И если рассуждать так, то неизбежно становится понятным, что проповедь – это не составная часть некоей пиар компании, которую как будто бы проводит Церковь, но дело любви. И поэтому без нее христианство немыслимо. Все мы, без исключения, должны проповедовать, должны нести то Слово, которое есть Любовь, и которое вмещает всю нашу жизнь. Тогда это будет совершенная проповедь, образ которой явил нам сам Спаситель в словах: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).
Но вполне очевидно и то, что такая проповедь требует от проповедника гораздо большего, чем просто полного освоения курса гомилетической науки. Разве можно научить кого-то соблюдать все, что повелел Господь наш Иисус Христос, если самому прежде этого не соблюсти? Но и это не должно быть препятствием для проповеди. Наша духовная жизнь есть единство во множестве, а наше спасение – таинство совершаемое Богом при непосредственном участии нашей воли. Поэтому не вполне верно говорить, что проповедь проистекает от любви, но правильнее сказать, что проповеди не бывает без любви, как и любви без проповеди. И чтобы быть хорошим проповедником надо просто быть хорошим христианином и всегда помнить те слова Спасителя, которые он произнес сразу после призыва к проповеди: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20).
Проповедь студента I курса магистратуры церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Савелия Круглова, произнесенная 30 ноября 2013 года в Иоанно-Богословском академическом храме за воскресной бдением.