Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний воскресный день, как мы знаем, именуется Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне нам хорошо известна. Но иногда мы её понимаем не совсем правильно. И в апостольском чтении, которое мы сегодня слышали, апостол Павел предостерегает нас от примитивного понимания притчи. Притча эта была сказана Господом не для оправдания греха блуда, а для того чтобы показать силу покаяния, которое может возвести человека из величайшего падения. И сегодня в апостольском послании говорится о страхе перед грехом блуда.
Это послание написано к членам Коринфской Церкви, в которой в то время царило полное падение нравов. Коринфские христиане стали с легкостью относиться к требованиям той морали, которую проповедует Евангелие. У них стало складываться неправильное понимание свободы, в результате чего они стали творить такие вещи, которые были непозволительны даже у язычников. У них складывалось мнение, что в Царство Небесное они могут попасть и с этими грехами. Но апостол явно говорит им об их заблуждении, имея в виду главным образом грех блуда и невоздержания. Коринфяне думали, что эти грехи будут оправданы в силу принципа христианской свободы. Но апостол Павел отвечает на их заблуждение: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор 6:12). Естественная потребность человека в пище, питии, продолжении рода заложена Богом, но ей нельзя злоупотреблять. Употребление пищи является для нас необходимым для поддержания телесной жизни. Но апостол говорит, что придет время, когда эта необходимость отпадет и поэтому телесная пища не может становиться целью нашей жизни. В противном случае пристрастие к еде поработит нас, и выразит страсть чревоугодия. А дальше апостол указывает на другую страсть, проявление которой в Коринфской общине собственно и послужило поводом к написанию этих строк. Это страсть блуда. Многим людям кажется, и христиане Коринфа, возможно, думали так же, что эта страсть естественная для человека. Но апостол утверждает, что это совсем не так: «…чрево для пищи, тело же не для блуда, но для Господа (1Кор. 6:13). Данные слова лишают эту страсть любого оправдания. Почему? Потому что если наши тела являются членами Тела Христова, то нельзя их отнять у Христа и отдать предмету нашей страсти.
Мы знаем, что человек обуревается множеством различных страстей. Сегодняшнее апостольское чтение заостряет внимание только на двух страстях: во-первых, как объясняет апостол, «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против своего собственного тела» (1Кор. 6:18). Во-вторых, святые отцы, основываясь на собственном опыте борьбы со страстями учат, что именно через чревоугодие и блуд рождаются остальные страсти. Современное общество потребления хочет внушить людям необходимость удовлетворять все желания плоти. С экранов телевизора, с рекламных щитов чревоугодие и блуд вливаются в нашу душу и вносят с собой огромное количество других страстей и пристрастий. И порой нужно приложить огромное усилие, чтобы сохранить нашу душевную и телесную чистоту. Но мы должны стремиться сохранить свою совесть чистой перед Богом, тем более что Он дал нам возможность очищения через покаяние. Бог всегда находится рядом с нами, готовый поддержать нас на тесном пути христианской жизни.
Сегодня в апостольском чтении мы слышали не только обличение, но и слова надежды. Мы слышали, как апостол Павел обращается к членам Коринфской Церкви: «Мы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20). Это обращение апостола было и будет актуально в любое время для каждого христианина. Святой апостол Павел напоминает нам благую весть, что Своей смертью и воскресением Господь наш Иисус Христос освободил нас от власти греха и смерти. Более того, говорит апостол, «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою своею» (1Кор 6:14). Эти слова не должны остаться пустым звуком, прозвучавшим в храме и улетевшим под купол. Эти слова должны войти в сердце каждого присутствующего на этом богослужении и обновить в нём веру и надежду, вдохнуть новые силы для жизни в Боге. Однако мы не должны забывать и об ответственности за свою душу и тело. Апостол задаёт нам вопрос: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор 6:19).
Дорогие братья и сестры! Слышанное нами сегодня чтение обязывает нас бегать не только блуда, но и всего, что может отдалить нас от Бога, которому мы принадлежим. Поэтому мы уже не имеем права жить для себя, для своей плоти, утопая в суете и эгоизме, возвращаясь в греховное рабство, подобно «псам, которые возвращаются на свою блевотину». Не только наши души, но и тела принадлежат нашему Спасителю, во имя которого мы крещены и с которым мы соединяемся в Таинстве Евхаристии. Нельзя забывать о том, что каждая клеточка нашего тела, каждая частичка нашей души, каждое мгновение нашей жизни посвящены Богу. Поэтому всякий раз, когда мы забываем о Боге, когда отдаём какую-то хоть малую часть себя греху, мы совершаем святотатство, мы воруем у Господа. Не будем забывать об этом! Пусть в нашей жизни исполнится призыв святого апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор 6:20). Пусть все в нашей жизни будет наполнено присутствием Божиим, пусть все будет совершаться для Бога и ради Бога. Да, это потребует от нас труда. Но в то же время наша жизнь наполнится глубоким смыслом и расцветет новыми красками. Аминь.
Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения академии Семена Тищенко, произнесенная на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне 12 Февраль 2012.