Пятым в перечислении плодов Святого Духа у Апостола идет благость. Речь идет о доброте, благожелательности, желании добра другим людям и всему творению. Это то, чего всегда не хватает в нашем мире — то, что люди ожидают от других и неспособны проявить сами.
Как писал в своей «Трехгрошовой опере» Бертольд Брехт,
Недобр и нехорош
Твой ближний. Ну так что ж!
Ударь его ты промеж глаз.
И будет он хорош.
В человеке скуден
Доброты запас.
Бейте смело, люди,
Ближних промеж глаз.
Запас доброты в человеке действительность скуден и кончается быстро — как пелось в какой-то песенке, «а у нашей любви села батарейка». Батарейка нашей доброты кончается очень быстро — особенно учитывая, как быстро наши ближние ее расходуют. Но христиане — это не люди на батарейках. Это люди, которые питаются от сети. Они подключены к величайшему источнику — на самом деле, Первоисточнику — благости. Благость христианина — дар Святого Духа, а не что-то, что он производит из себя, автономно. Он воспринимает, отражает и транслирует благость Бога.
В Новом Завете это греческое слово, переведенное как «благость» встречается еще несколько раз. Писание говорит о благости Бога — Бог проявляет «богатство благости» по отношению к грешникам, Его благость ведет их к покаянию (Рим 2:4), Бог совершает Свои спасительные деяния, «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:7)
Его доброта не ставит предварительных условий. Бог добр не к тем, кто этого заслуживает, а к тем, кто в этом нуждается. А нуждаются все. Христиане, со своей стороны, призваны подражать благости Бога — быть его представителями в этом мире, возвещать Его послание, передавать Его любовь. Как говорит Господь, «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:43-47)
Такое поведение полностью противоречит всему, к чему мы привыкли. Мы привыкли, что наш долг — именно любить своих соратников и ненавидеть врагов, и мы привыкли проявлять безразличие к тем, кто не является ни тем, ни другим. Ненависть к врагам — важный критерий групповой лояльности, простейший (и самый эффективный) способ заявить «я — свой!» Проявить такую ненависть гораздо легче, чем любовь к «своим», и нередко даже новообращенный православный христианин, желая проявить преданность к Церкви, спрашивает — «кто тут враги Церкви? Атеисты? Еретики? Сектанты? Извращенцы? Вот сейчас я буду так оглушительно скрежетать на них зубами и топать ногами, что все увидят, какой я испытанный и верный православный!»
Когда мы слышим о любви к врагам, мы чувствуем себя крайне неуютно — а что подумает моя дворовая компания, мое племя, моя партия, если я возлюблю их врагов? Не сочтут ли меня предателем со всеми вытекающими? Ведь преданность «своим» проявляется в ненависти к «врагам», а как ж иначе?
Но Христос говорит — нет, Бог благ к неблагодарным и злым, и вы будьте. Можно пытаться обойти эти Его слова, предположив, что речь здесь идет о «личных» врагах, а вот врагов нашего племени или нашей партии по прежнему позволено ненавидеть. Мол, если некто украл у меня пять тысяч рублей на почве личной неприязни, то он личный враг, и мне его заповедано любить; а если он сделал то же самое из ненависти к святой Церкви, русскому народу, или еще каким-то надличным общностям, то уже не личный, и я могу с чистой совестью его ненавидеть.
Но слова Господа не позволяют обойти их таким образом — Он обращается именно к людям, которых их враги гонят не из каких-то личных причин, а из ненависти ко Христу («за имя Мое») и правде вообще («блаженны изгнанные за правду»).
Бог любит врагов истины, злодеев и гонителей, и ищет их спасения, а не погибели. Он проявляет благость (в синодальном переводе этого стиха — «благодать») по отношению к дурным и испорченным людям: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:3-6)
Христиане — представители Бога в этом мире, исполняющие Его дело. Это нелегко — Он и не обещал, что будет легко. Но прежде всего, надо решиться — я принимаю повеления Спасителя как обращенные ко мне лично, и намерен их исполнять.
Для этого нужно отодвинуться в сторону со своими неприязнями и страхами, симпатиями и антипатиями, и предоставить себя в орудие благости Божией.
Люди, которые работают с клиентами — например, продавцы — профессионально умеют отодвинуть в сторону свое раздражение или обиду, если клиент ведет себя неадекватно. Делают они это не из любви к Богу — а всего лишь за зарплату. Они на работе; они исполняют дело, за которое взялись, и исполняют его хорошо.
Мы призваны покориться Христу как Господу и исполнять дело, которое он на нас возложил — силой Святого Духа, Которого Он дает нам в молитве и Таинствах Церкви.