Что было бы, если бы Вас свозили на экскурсию в рай (примерно как у Льюиса в “Расторжении брака”)? Что если бы Вы могли пройти по улицам Небесного Иерусалима и увидеть Вечный Свет, заливающий его улицы, свет, отраженный в глазах спасенных, вдохнуть воздух, полный любви, радости и мира, сесть за один стол со святыми и ангелами и вкусить райских плодов, услышать пение райских птиц и погладить райских животных? Что если бы Вы могли посидеть на берегу Реки Жизни и вдохнуть аромат Дерева, листья которого — для исцеления народов? Что если бы Вы провели какое-то время в мире, где нет ярости, ненависти, страха, отверженности?
Как сказано в “Одах Соломона”,
В Его мире — Там я пребываю. Я больше не чужеземец, Ибо ненависти нет Вблизи Господа.
Что если бы Вам сказали — пройдет немного времени, и ты водворишься здесь навсегда. Но пока у тебя есть задание, поручение, которое возлагает на тебя Свет — и Город — вернуться в падший мир и быть посланником от лица Небесного Града, быть гражданином этого града на чужбине, сохранять нравы и обычаи Вышнего Иерусалима, находясь в Вавилоне.
Нас — по крайней мере, подавляющее большинство из нас — не брали на экскурсию в рай. Но если мы верим слову Божию, мы верим именно в это — если мы сохраним веру и упование, мы водворимся в раю. Более того, мы, как члены Церкви, уже обладаем небесным гражданством. В Городе нас числят своими согражданами. Город это и есть Церковь — сообщество искупленных, как тех, кто уже водворился у Господа, так и нас, совершающих земной путь. И у каждого из нас есть задание, миссия. Детали могут быть разными — кто-то строит храмы, кто-то учит детей, кто-то развозит продукты по магазинам, но главное остается неизменным — быть проводниками спасающей и исцеляющей любви Божией в этом падшем мире.
Мире, где всегда не хватает любви и мира, а вот ярости и страха всегда хоть отбавляй. Мы не принадлежим к этому миру — “Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Фил.3:20)”. Но нам легко забыть о том, кто мы такие и зачем мы здесь, и предаться тем же страхам, ярости и ненависти, что и все остальные.
Библия постоянно говорит о духовной битве, в которую мы вовлечены, но этот конфликт принципиально отличается от всех конфликтов бушующих в мире — христиане побеждают зло добром, их усилия направлены на исцеление душ и отношений, на примирение людей с Богом и друг с другом. Христианская победа состоит в том, чтобы дурной человек обрел покаяние, спасение и жизнь вечную. Для мира борьба со злом — это борьба за уничтожение носителей зла. Недавно мне попалась замечательная, вдохновляющая фраза: “Каждое насилие, о котором я узнавал, было как бы насилие надо мною лично. И я дал клятву бороться со злом до последнего дыхания”. Когда я выяснил имя автора, она оказалась еще и глубоко поучительной — это Феликс Эгмундович Дзержинский, террорист и массовый убийца. Впрочем, не он первый — Робеспьер тоже начинал с высокого идеализма, и даже боролся за отмену смертной казни. Борьба со злом очень быстро сносит у человека все моральные ограничения — мне же можно, я же со злом сражаюсь!
Там, где христианин ищет обратить, мирской человек ищет уничтожить — и христиане иногда поддаются этом мирскому настроению. Это особенно заметно в интернете. С христианской точки зрения, человек, который неправ — это человек, которого нужно приобрести для Господа. С мирской — враг, которого пока невозможно уничтожить физически, но которого нужно уничтожать вербально. Тиражировать сказанные им глупости и гадости — или просто неудачные слова. Объявлять его мерзавцем и идиотом, психом и выродком, желательно на весь интернет.
Надо вспомнить о том, что у нас, в Небесном Иерусалиме, так не делают. Это чужой нам обычай и не нам его перенимать. У нас есть у кого учиться — у нашего Господа, Иисуса Христа, и у наших сограждан, святых.