Человек, который возьмется изучать жития святых, неизбежно заметит одну странную для современного читателя особенность – христиане особенно любили повествования, в которых путь человека к святости начинался из глубины падения; Церковь особенно чтит св. Марию Египетскую, бывшую проститутку, святого Мосиея Мурина и святого праведного Киприана, бывших разбойников, да и вообще Церкви часто звучали рассказы о людях, обратившихся “от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу”. Что-то очень важное, центральное для нашей веры подчеркивалось этими рассказами; и чтобы понять это, нам понадобится вернуться в первый век нашей эры – когда впервые прозвучала проповедь Евангелия.
Город Коринф, расположенный в Греции, на побережье средиземного моря, в первом веке был процветающим торговым и коммерческим центром. В то время он (как и большая часть тогдашнего цивилизованного мира) находился под властью Римской Империи, и его население состояло главным образом из римлян, греков и евреев, хотя на его улицах можно было слышать самую разную речь и видеть людей, которых отличали самые разные одежды и оттенки кожи – от белокурых галлов до чернокожих африканцев. Город был знаменит своими богачами (Как бы мы их назвали? Новыми римскими?), роскошными виллами, изящными произведениями искусства, некоторые из которых дошли до наших дней. Богатство Коринфа породило поговорку “не всякому стоит ехать в Коринф”, похожую на нашу “по одежке протягивай ножки”.
Но у Коринфа была и другая сторона – теневой мир, мир социального дна, в котором зазевавшийся приезжий мог лишиться кошелька, а то и головы, а проститутки обоего пола предлагали свои услуги. Историки знают о его существовании из различных источников, но прежде всего, из Библии. Библейский канон содержит Первое и Второе послания Святого Апостола Павла к Коринфянам; это письма, которые Апостол направил христианской общине в этом городе – общине, которую он сам основал, и о духовном состоянии которой горячо беспокоился. В своем Первом послании Апостол, в частности, напоминает коринфским христианам, что подлинная вера во Христа, вера, ведущая к спасению, несовместима с безнравственным или преступным образом жизни; но для нас особенно важна та весть надежды, которую он передает грешникам. Вот что пишет Апостол: “Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (1Кор.6:9-11)”
Некоторые из адресатов послания – бывшие воры, проститутки, мужеложники. Что же с ними произошло? Апостол пишет, что они омылись, освятились и оправдались. Их жизнь полностью переменилась; из людей отверженных и погибающих они стали наследниками Царства Божия. Каким образом? Через покаяние. В наше время слово “покаяние” означает “сожаление о своих неправильных поступках”, “признание своей вины”. Это можно счесть частью покаяния – но покаяние к этому сводить нельзя – ведь Иуда Искариот так сокрушался о своем предательстве, что даже повесился. Было ли это подлинным покаянием? Очевидно, нет.
Покаяние есть отречение от отчаяния
Эти слова святого Иоанна Лествичника обращают наше внимание на корень покаяния – надежду. Покаяние начинается с того, что мы решаемся поверить в возможность перемен, в то, что Бог хочет и может спасти нас. “Евангелие” – греческое слово, которое означает “благая, радостная весть”.
Мы решаемся поверить в то, что для нас не все еще потеряно, что Бог может дать нам и прощение грехов, и новую жизнь. Иногда всем нам хочется отмотать жизнь, как кинопленку, назад, и переделать то, что мы сделали неправильно. Это невозможно – но возможно другое, начать жизнь с чистого листа, новую жизнь, где прошлое больше не будет иметь над нами власти. Христос начинает свою проповедь со слов «покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:15)». Греческое слово, которое стоит в тексте Нового Завета, буквально значит «переменить путь», и для нас важно понять, какой путь имеется в виду.
Путь жизни и путь смерти
Выражение «жизненный путь» всем известно, но обычно люди не задумываются о том, куда он ведет. Человек живет как живется, решает текущие проблемы, строит планы, достигает зрелости, потом постепенно дряхлеет и наконец умирает. Иногда в жизни человека происходит что-то, что вытряхивает его из привычного существования — болезнь, заключение, смерть близких — и он задумывается над вопросом, а куда, собственно, ведет его путь. Долгое время нас учили, что любой жизненный путь ведет в небытие; со смертью личность окончательно и навсегда угасает, тело разлагается, другие люди какое-то время помнят, но потом забывают — а потом смерть приходит и за ними. Однако большинство народов и культур и истории человечества верили в то, что смерть — это очень важный рубеж, но не конец. Даже древнейшие люди, стоянки которых найдены археологами, погребали своих умерших и клали с ними еду и инструменты, потому что верили, что умершему предстоит какая-то другая жизнь. Вера в то, что жизненный путь завершается небытием, утвердилась только в некоторых странах в некоторые эпохи — у нас, или в Китае, там, где веру специально искореняли. В мире человеческих верований это скорее отклонение, патология. Взгляды людей разных культур на мироздание, на место человека в нем, могли быть очень разными, но все они сходились в том, что человеческая жизнь не исчерпывается нашим земным бытием, и само это земное бытие — время подготовки к чему-то более важному.
Христос подтверждает эту общечеловеческую интуицию — мы действительно вечны, со смертью наше личное бытие не завершается. Вечность, которая ожидает нас, может быть невыразимо прекрасной — настолько прекрасной, что мы не осмеливаемся даже мечтать об этом. Все самое прекрасное, радостное и чистое, что мы только знали в своей жизни — слабые отблески, исходящие оттуда, из рая. Наш жизненный путь может вести в рай; а может и не вести, и Господь предупреждает об этом очень ясно. Как говорит древнехристианский вероучительный текст «Дидахе», «Есть два пути — путь жизни и путь смерти, и велика разница между ними». Путь смерти — это путь неверия и противления, когда человек отказывается признавать Бога Владыкой своей жизни, не считает нужным покоряться Его слову и пренебрегает его заповедями. Это может проявляться в каких-то грубых, скандальных грехах, а может — и во вполне добропорядочной жизни, жизни, в которой нет места Богу. Этот путь ведет к гибели. Путь жизни — это путь веры и послушания Богу. В течении нашей земной жизни мы делаем выбор между этими путями, выбор, который определяет для нас всю оставшуюся вечность. Покаяться — это значит покинуть путь смерти и встать на путь жизни. Мы покидаем лагерь мятежников и сдаемся на милость нашего законного Государя — Иисуса Христа. Мы признаем, что мы были неправы, поступая против Его воли, и заслужили осуждение. Мы признаем свою вину и просим о прощении. Как говорит псалмопевец, «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. (Пс.37:19)». Пятидесятый псалом — один из наиболее часто употребляемых в православном богослужении — говорит: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. (Пс.50:3-6)». Пример такого покаяния показывает первый человек, которого Христос ввел в рай — разбойник, который был распят по правую сторону от Иисуса « Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:39-43)»