Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя наших духовных школ.
В этот день сам апостол Иоанн Богослов обращается к нам со страниц своего Соборного Послания. Отрывок, который мы слышали сейчас, наполнен глубоким богословским смыслом. Блаженный Августин толкуя данное послание пишет: «Апостол собирается рассказать многое и даже, пожалуй, все о любви. Кто имеет в себе то, о чем слышит, пусть возрадуется тому, что слышит. Ведь для него чтение этого послания будет словно масло, подливаемое в огонь».
Большое значение в послание уделено теме общения человека с Богом, а также общению людей между собой. Апостол говорит о том, что кто желает иметь общение с Богом, должен прежде всего соединиться с Церковью, научиться той вере, которую апостолы восприняли от Самой Истины. Благовестие, которое апостол слышал от Христа, передает нам и оно заключается в лаконичной фразе: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»(1 Ин 1:5). Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Бог есть свет, и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние». Нам необходимо ходить во свете, служа Богу и ближним добрыми делами. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» (1 Ин 1:7). Эти слова говорят нам, что если мы живем в Боге, то это дает нам возможность выстраивать и правильные отношения с нашими ближними.
Но как часто дорогие братия и сестры в нашей жизни, мы видим абсолютно противоположную картину. Даже в церковной среде, мы можем наблюдать как люди, мнящие себя праведными, и выполняющие внешние предписания, не могут построить добрых отношений с ближними. Разобщенность и эгоцентризм пробрались и в наши церковные общины. Современные христиане на эгоистических принципах строят и свои отношения с Богом. А сами отношения направлены лишь на удовлетворение своих земных потребностей. Данная модель похожа на отношения начальника и подчиненного, который преследуя свои корыстные цели, раболепно пресмыкается перед ним, и вопреки всем нравственным нормам, переступает через окружающих его людей. Но такая модель абсолютно чужда Христианству. Так как уже само определение Церковь (общество верных) указывает нам на путь совместной поддержки в деле спасения. А Литургия определяется как общественное дело, в котором мы, приобщаясь Тела и Крови Христа, соединяемся с Богом и друг с другом.
Сегодня, дорогие братья и сестры, молитвенно прославляя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, будем просить его, апостола любви, чтобы он умолил Господа нашего Иисуса Христа, даровать нам возможность выстраивать отношения с нашими ближними на основе любви. Так как, только имея любовь между собою, мы можем называться истинными учениками Христа. Аминь.
Христос воскресе!
Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Сергея Мячина, произнесенная в академическом храме за Божественной литургией в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2013 года.