М. В. Шкаровский Советская власть и судьбы мощей православных святых

В начале 2013 г. вышло новое исследование крупного специалиста по истории Русской Православной Церкви и государственно-церковным отношениям советского периода профессора Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского Политехнического университета А. Н. Кашеварова. Оно посвящено актуальной и, к сожалению, до сих пор недостаточно изученной теме — полной драматизма и даже трагизма истории мощей святых Русской Православной Церкви в советский период. Эта история началась со вскрытия и конфискации мощей в первые послереволюционные годы, затем в короткий период сталинской религиозной «оттепели» некоторые из православных святынь были возвращены Церкви, однако во время так называемых хрущевских антирелигиозных гонений им грозила новая конфискация, и лишь в годы перестройки в связи с 1000-летием Крещения Руси процесс обретения мощей возобновился.

15.05.2014_shkarovsky_1

В отечественной и зарубежной историографии до выхода монографии А. Н. Кашеварова фактически отсутствовали работы обобщающего характера, в которых тема судьбы мощей православных святых рассматривалась бы в качестве специального предмета изучения. Рецензируемое исследование позволяет составить целостное представление о судьбах мощей православных святых в советскую эпоху в контексте государственно-церковных отношений того времени. В работе представлен детальный анализ акций советской власти, касавшихся святых мощей, показаны их связь и место в общей религиозной политике советского государства и выявлена подлинная реакция верующих, духовенства и, прежде всего, высшей церковной власти на эти акции. Достоинством работы является также освещение специфики подхода властных органов, в различное время курировавших «церковную» политику государства, к вопросу о святых мощах, и, в первую очередь VIII отдела Наркомюста и Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (с 1965 г. Совета по делам религии). Все это позволяет более полно представить, какие мероприятия проводила советская власть в данной сфере религиозной политики и какова была официальная реакция Московской Патриархии по отношению к ним.

Построенная по хронологическому принципу, монография написана на основе исследования широкого круга научной литературы и источников — как архивных материалов, так и монографий отечественных, эмигрантских и зарубежных историков, церковных изданий, законодательных актов, опубликованных документов органов государственного управления, ВКП(б)–КПСС, периодической печати. Хорошим профессиональным уровнем отличается историографический анализ. Особенно подробно и обстоятельно изучена соответствующая современная российская научная литература, посвященная изучению вскрытию и изъятию мощей святых в советский период. Основной источниковой базой, помимо периодической печати, нарративных источников (мемуаров, дневников, писем) и сборников документов, послужили документы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации и Архива Санкт-Петербургской епархии.

Особо следует отметить, что рецензируемая работа является своеобразным продолжением предпринятого Кашеваровым еще в 1990-х гг. исследования кампании советской власти по вскрытию святых мощей 1918–1920 гг., ее политических, идеологических, социальных аспектов, а также связи с последовавшей вслед за ней кампанией по изъятию церковных ценностей1. Новая монография, написанная хорошим литературным языком, с привлечением большого количества нового и ранее неизвестного ученым материала, производит впечатление исключительно добротного и глубокого исследования, которое будет полезно как историкам Церкви, так и всем, кто интересуется историей нашей страны.

В профессионально составленном историографическом обзоре, однако, есть некоторые пробелы. В частности, не использована подготовленная А. Рогозянским книга «Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в Советское время»2. Кашеваров использовал 2 статьи московского исследователя И. В. Семененко-Басина, однако упустил его монографию «Святость в русской православной культуре XX века. История персонификации»3, в которой имеется глава «Мощейная кампания», посвященная вскрытию и изъятию мощей святых в СССР. Отсутствуют также некоторые общие работы, в которых затрагивается избранная тема, в частности «Русская Православная Церковь. XX век», сборник статей «Канонизация святых в XX веке» и др.4 Кроме того, дополнительно можно было бы использовать целый комплекс изданий, посвященных биографиям отдельных святых и судьбе их мощей5.

Источниковую базу монографии также можно было расширить за счет документов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Архива Музея истории религии (Санкт-Петербург), Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива новейшей истории и некоторых дополнительных фондов ГА РФ (Наркомюста, ВЦИК и др.). В частности, в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга документы о вскрытии, изъятии и возвращении верующим мощей святых хранятся в фондах Комиссариата внутренних дел Союза коммун Северной области, Петроградского совета, административного отдела Ленгубисполкома, Ленгорисполкома, Леноблисполкома, Ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви и др.

В работе имеется и ряд неточностей. Так на с. 124 ренегат А. А. Осипов назван профессором Московской Духовной академии, а на с. 171 — профессором Ленинградской Духовной академии (что верно). В монографии приводится старое название Российского государственного архива новейшей истории — Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Сюжет со строительством крематория на территории Александро-Невской лавры на с. 99–100 описан фрагментарно и неточно: работы по его сооружению начались в 1919 г., а не летом 1920 г., в книге также не указано, чем они закончились. Отдельные сюжеты следовало бы дополнить. В частности, не разъяснена судьба мощей св. князя Александра Невского после их изъятия осенью 1922 г. до возвращения Церкви в 1989 г. (их перевоз в 1922 г. в Наркомат юстиции и т. д.). Не описаны в должной степени интересные обстоятельства изъятия мощей свт. Иоасафа Белгородского. Не рассказывается о передаче в 1946–1947 гг. из бывшего Центрального антирелигиозного музея в Москве ряда мощей православных святых в Музей истории религии в Ленинграде.

Кроме того существует ряд сюжетов, которые можно было бы осветить в случае переиздания книги в расширенном варианте: отношение к мощам православных святых деятелей обновленческого раскола; история с попытками перезахоронения мощей св. праведного Иоанна Кронштадтского6; судьба мощей святых на оккупированной в годы Великой Отечественной войны территории СССР; обретение мощей новомучеников в 1990-х — 2000-х гг. (сщмч. Виктора (Островидова), прп. Марии Гатчинской и др.); поиски и обретение останков царской семьи. Монографию также украсил бы именной указатель или, хотя бы, указатель православных святых, мощи которых упоминаются в тексте.

Указанные замечания ни в коей мере не меняют общей высокой оценки книги А. Н. Кашеварова. Несомненно, что выход в свет его монографии является вполне своевременным и отвечает запросам заинтересованного в объективном историческом материале читателя, а сама она представляет собой ценный вклад в научное изучение сложной и трагичной истории Русской Православной Церкви в XX в.

М. В. Шкаровский, доктор исторических наук (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга)

Рецензия на книгу: Кашеваров А. Н. Советская власть и судьбы мощей православных святых. СПб.: Наука, 2013. 228 с.


ПРИМЕЧАНИЯ 1 Речь идет, прежде всего, о монографиях: Кашеваров А. Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви. 1917–1945. СПб., 1995; он же. Церковь и власть: История Русской Православной Церкви в первые годы Советской власти. СПб., 1999; он же. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917–1922). М., 2005. 2 Рогозянский А. Б. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в Советское время. СПб., 1998. 3 Семененко-Басин И. В. Святость в русской православной культуре XX века. История персонификации. М., 2010. 4 Русская Православная Церковь. XX век. М., 2010; Канонизация святых в XX веке: Сборник статей. М., 1999; Архив Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.: Сборник документов. В 2 т. Новосибирск; М., 1997. 5 См., например: Белгородский чудотворец: житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997; Кученкова В. А. Просветитель земли Тамбовской святой епископ Питирим. Тамбов, 2002; и др. 6 Она подробно изложена в книге: Свято-Иоанновский женский ставропигиальный монастырь. История обители. СПб., 1998. Седмица.ru

Опубликовано 15.05.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter