Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь воспоминает евангельские события, которые произошли в Иерусалиме, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство Его Тела и Крови. Все произошло на Тайной вечери; с одной стороны тайной в прямом смысле слова, ведь «время близко», никто не должен помешать совершаемому, с другой стороны – таинственной, относящейся не только к земному, но и к горнему, к Божественному.
Но прежде чем совершилось установление Евхаристии на Тайной вечери, имели место и другие, глубокие по своему содержанию, события.
В доме Симона Прокаженного к Иисусу Христу «приступила женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф 26:7). Об этом важном происшествии не умолчали все четыре Евангелиста. Так надлежало произойти обряду миропомазания над Господом, словно над уже усопшим. Господь готовился к смерти [1].
И вот, приближалось время ветхозаветной Пасхи, и Господь последовал еврейскому обычаю совершить ритуальную пасхальную трапезу накануне вечером.
«Время Мое близко, — сказал Господь, — у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26:18). Так велено было сказать хозяину того дома, в котором Спаситель намеревался совершить свою последнюю пасху.
«Время близко», — велит сказать Господь, то есть как бы Он говорил так: «оно близко, потому что предатель Иуда уже совершил сделку с первосвященниками иудейскими и продал Меня за тридцать серебряников».
«Время близко», — земное служение Мое приходит к концу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4).
«Время близко», — Я возвестил имя Твое, проповедовал Евангелие, провозгласил блаженство плачущим, кротким, милостивым, гонимым и страждущим, и горе – всем, кто не принял слово Мое, истину учениям Моего.
«Время близко», — Я буду молиться о чаше Своей, в которой Сам Отец Мой растворил гнев и скорби, буду молиться до кровавого пота о ней, но Я Сам предам Дух Мой в руки Отца. Но прежде чем все это произойдет, Я желаю установить Мой совершенно Новый, непохожий на предыдущий, Завет с учениками, утвержденный Моею Кровью. «Желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Иисус Христос (Лк 22:15)[2].
«У тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26:18), — повелел сказать Господь безымянному счастливому домовладельцу. Ведь больше негде ее совершать, ибо: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20). А пасху надо было совершить, так как Господь «пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф 5:17).
Наконец началось пасхальное застолье. Господь, Которому как главе трапезы надлежало благовествовать о событиях праздника и произнести благодарение над хлебом и вином, совершил в нарушение традиции то, что обыкновенно делали рабы или слуги: стал умывать ноги ученикам. Он явил своим ученикам величайший пример смирения. Как некогда сказал преп. Фелофей Синайский: «Господь наш Иисус Христос, Бог непостижимый и неизреченный, в продолжение всей Своей жизни по плоти был облечен в смирение». Как раньше Он проявил смирение: вступил в Иерусалим «сидя на молодом осле», смиренно воспринял предательство Иуды, так и сейчас, со смирением умыл ноги ученикам, со смирением взошел на крест и умер за грехи наши [3].
И нет теперь преград между Господом и учениками. Они будут иметь часть с Ним (Ин 13:8). После этого события начался пир.
Вскоре Агнец был съеден, горькие травы и опресноки потреблены, чаша благодарения испита, Ветхий Завет исполнен. Но все это смертное не насытит человеческий дух.
Пришло время иному произойти.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф 26:26). Апостолы хорошо знали из Священного Писания, что под словом «тело» понимается весь человек в его цельности, и они поняли, что Иисус Христос дарует им с этим хлебом Самого Себя. После этих удивительных слов трапеза пошла своим обычным чередом, до некоторого момента.
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:27-28). И исполнились слова Иеремии пророка, заключился Завет с домом Израилевым, вложен закон Господа во внутренность нашу, и на сердцах наших написан он (Иер 31:31-34). И Своей чашей вина Господь наш Иисус Христос предложил Своим ученикам и последователям участие в Новом Завете, о котором пророчествовал Иеремия, который будет основан на Его собственной Крови, то есть ценою Его собственной жизни, которую Он отдаст «за многих», то есть за всех. И этот Завет будет иметь великое завершение: «Не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26:29).
Так произошло небывалое на Тайной Вечери. Наш Спаситель засвидетельствовал не только Свою глубокую любовь к Своим последователям, но и Свою неколебимую уверенность в свершении Царствия Божия. И этой любовью, и этой уверенностью, надеждой отныне должны были жить Его ученики, то есть и мы с вами, все христиане [5].
Итак, слово о хлебе и слово о чаше предлагают один и тот же Дар, а именно Самого Иисуса Христа. Своим Телом Он присутствует среди нас со времени возвещения Его смерти ученикам. В слове о чаше сама смерть Иисуса Христа, Господа нашего, названа в ее спасительном воздействии, как Его самопожертвование [6]. Господь ученикам, а вместе с ними и нам дал этот Величайший дар. Будем же с трепетом и благоговением в сердцах наших причащаться этого Вечного дара, Тела и Крови нашего Спасителя, и глубоко осознавать слова, которые мы произносим на каждой литургии: «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Аминь.
Использованная литература:
Валентин Амфитеатров, прот Проповедь на Великий Четверг [электрон. версия] ( http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=3407);
Иннокентий (Борисов), архиепископ Слово в Великий Четверток [электрон. версия] (http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=1130).
Ианнуарий (Ивлиев), архим. Радиобеседы на Евангелие от Марка на радиостанции «Град Петров» [электрон. файл];
Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 424 с.
[1] См.:Валентин Амфитеатров, прот Проповедь на Великий Четверг [электрон. версия] ( http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=3407);
[2] См.: Иннокентий (Борисов), архиепископ Слово в Великий Четверток [электрон. версия] /(http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=1130).
[3] Цит. по: См.: Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.С. 316-319.
[4] См.: Ианнуарий (Ивлиев), архим. Радиобеседы на Евангелие от Марка на радиостанции «Град Петров» [электрон. файл];
[5] Там же.
[6] Там же.