В эти святые дни наш взор обращен к святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Литургическое воспоминание о святом отличается тем, что мы не просто восхищаемся подвигами великого человека, но пытаемся актуализировать его жизненный, духовный опыт с целью соделать его частью нашей жизни. Чем же интересна для нас личность апостола и евангелиста Иоанна Богослова?
Апостолу Иоанну, выражаясь категориями современного языка, действительно повезло. Он был не только избран на апостольство Самим Христом, но и благодаря своим личностным качествам, стал ближайшим и любимейшим учеником Спасителя. Он был неотлучен от своего Учителя, на протяжении всего Его общественного служения сподобился стать свидетелем редчайших знамений, внутренних борений перед страданиями, наконец, мужественно предстоял и сопереживал мучительным страданиям Иисуса Христа.
Личность Христа, воплощенного Бога, Его миссия настолько поразили сознание юного апостола, что он уже не мог помыслить свое дальнейшее существование вне Божественного общения. Об этом ясно свидетельствует его писания.
Важно отметить, что евангелист не просто размышляет в поэтической форме о личности своего Учителя и Его учении, нет… Для него это нечто большое – это отражение личного опыта Богообщения.
Именно у Иоанна мы встречаем глубочайшую по своему содержанию проповедь Иисуса Христа о Хлебе Жизни. Читая ее, убеждаешься, что слова Иисуса, непонятые тогда, теперь осознанны и пережиты в личном духовном опыте.
Христос сошел с неба, чтобы дать миру жизнь (Ин 6:33), утолить духовную жажду (Ин 6:35), только Он – живой хлеб, источник настоящей жизни для тех, кто пребывает в Нем и питается Им.
Евангелист невольно подводит своего читателя к мысли: если ты хочешь убедиться в Божественности Иисуса, в том, что Он есть истинная Жизнь, и приобщиться к этой Жизни, то ты должен вступить в общение с Ним, посредством вкушения Его Плоти и Крови.
Никакие интеллектуальные и философские изыскания сами по себе не могут нас приблизить к Божественной реальности, богопознание возможно исключительно в рамках Божественной Трапезы.
В опыте же богообщения человек начинает осознавать Божественный замысел о спасении мира, явленный нам в образе Иисуса Христа. Для евангелиста это явление неисчерпаемой Божественной любви к Своему созданию: «…не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши…» (Ин. 4. 10-11).
Осознание этой истины требует соответствующего отклика от людей: «если Он возлюбил нас, значит, и мы должны любить друг друга», «если мы познали Христа, значит, мы должны поступать так же, как поступал Сам Христос». По-другому быть не может. Общение с Богом, приобщение к Божественной жизни, вникание в тайну Божественного замысла, кардинально меняет и наш образ жизни, наше отношение к окружающей действительности.
Эти простые, но в тоже время глубочайшие истины, пережитые и провозглашенные Иоанном Богословом, особо актуальны в стенах наших духовных школ. Ведь они помогают нам правильно расставить акценты и приоритеты в процессе получения духовного образования, указывая на то, что главным органом восприятия Божественных истин является не разум, а вся личность.
Умение апеллировать богословскими терминами, изъясняться на разных языках само по себе еще не является богословием. За нашим словом о Боге должно стоять личностное общение со Христом, через постоянное участие в Его Божественной Трапезе, и образ жизни Самого Христа. Именно такое слово и именуется подлинным богословием, именно такое слово и способно являть истинный образ Христа окружающему миру. Аминь.