Сегодня мы с вами прославляем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который как бы особым образом выделяется из сонма остальных благовестников слова Божия. Друг и наперсник Христов, зритель неизреченных откровений, гусль небесных пений, богосказанная уста, наконец, богослов – такими вдохновенными эпитетами Церковь именует апостола и евангелиста Иоанна.
В Евангелии о нем говорится как об ученике, которого Иисус любил особым образом. Но любовь Христова отличается от обыкновенной любви человеческой, она чужда всякого пристрастия. Это не какая-то симпатия или предпочтение по отношению к другим ученикам. Любовь Христова наполняет человека настолько, насколько он ее может вместить. И мы видим на примере сегодняшнего евангельского отрывка, что апостол Иоанн мог вместить эту любовь Божию, мог ответить на ее взаимностью.
Мы все знаем, как хорошо разделять с человеком его радость, его славу и успехи, как хорошо быть под покровительством всеми уважаемого человека. Хорошо было быть и со Христом, когда Он творил чудеса, потрясающие воображение и восхищающие умы тысяч людей, хорошо было быть со Христом, когда ликующая толпа встречала Его в Иерусалиме, как своего царя и мессию — быть тогда Его учеником было престижно и совсем не страшно. Но когда та же толпа стала хулить Христа и кричать «распни Его», тогда быть Его учеником было не то что страшно, но даже опасно для жизни. И что же мы видим? Все ученики, кроме Иоанна, в страхе разбежались, оставив в одиночестве умирать на кресте своего Учителя. И лишь один апостол Иоанн, который ничего не побоялся, не на словах, а на деле засвидетельствовал готовность разделить со Христом Его участь.
Именно этой жертвенной любви мы и должны приписывать ту глубину и высоту боговедения, которые содержатся во всех творениях апостола Иоанна. Он писал так потому, что знал сердце Господа, а знал его потому, что собственное сердце его исполнено было небесного чувства любви ко Христу. Любовь открыла ему божественные тайны таким образом, как они не были открыты никому из других учеников. И действительно, именно в Евангелии от Иоанна тайны Божества Христа, Его предвечного бытия, действительность присутствия Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, описаны с такой ясностью, как никем из других евангелистов. Именно эта богословская направленность отличает Евангелие от Иоанна от остальных Евангелий.
Конечно, невозможно перечислить всех тем, которые затрагивает Иоанн Богослов. Но есть одна центральная тема, на которую он постоянно обращает свое внимание и которая красной нитью проходит через всё его Евангелие и послания – это тема любви. Только любовь дает нам возможность богопознания, только любовь производит тесный союз человека со Христом. Ведь по свидетельству Самого Господа, на любви к Богу и ближним утверждаются закон и пророки.
И как важно это помнить нам, посвятившим себя изучению богословия, посвятившим себя изучению закона, пророков и апостолов. Можно знать истины веры одним только умом и памятью, но насколько бедным и бесплодным будет такое знание! «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — говорит нам святой апостол. Вне опыта любви не может быть никакого богообщения. Ведь для того чтобы принять Бога, который есть Любовь, в свое сердце, в нас должна быть частица богоподобия, частица этой божественной любви.
И перед лицом этого величайшего благовестия о любви нам стоит взглянуть в свое сердце и задуматься, насколько наша любовь жива и реальна? Сколько людей вокруг нас, которых мы любим по-настоящему, и о которых мы всегда помним без того, чтобы они напоминали нам о себе? Часто ли мы даже тем людям, которых считаем дорогими и близкими нам, приносим радость и утешение? Не происходит ли так, что мы по отношению к окружающим нас людям чаще испытываем не любовь и радость, а презрение и раздражительность?
Поэтому взирая на тот высокий и красивый идеал любви, который нам описывает святой Иоанн Богослов и который был явлен самой его жизнью, постараемся научиться по-настоящему полюбить сначала хотя бы наших близких, постепенно вырастая до того, чтобы своей лаской, милосердием и заботой обнимать все большее и большее количество окружающих нас людей, все более расширяя свою любовь жертвенностью жизни. Таким образом, мы постепенно сможем вырасти до того, чтобы понять, что же такое на самом деле любовь Христова, и своей жизнью явить эту любовь окружающему нас миру. Аминь!
Фото Павла Белецкого