Сегодня для нас наступает момент истины — мы на Кресте или в Синедрионе?! Если следовать за Христом с искренностью, а не корыстью, то важно понять, что успех такой миссии может разрастись до размеров империи или же сузиться до небольшой группы последователей. А для Небесного Царства эти моменты одиноково важны. Если мы станем преследовать при этом земные цели, то даже самое прекрасное для нас вскоре придет в забвение или вызовет нашу ненависть.
«Темже и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних…» (тропарь Вербного воскресения).
Традиционно с душой ребенка мы ассоциируем святую чистоту и наивность, а со старчеством — мудрость и полезный опыт. В извращенном обществе все наоборот: дети со злостью творят беззакония и молодежь поступает из корысти, а старики из зависти с негодованием не поддерживают молодых своими знаниями. Господь наш Иисус Христос, как совершенный Богочеловек, дал нам пример сочетания детской искренности и преданности с опытной мудростью: «будьте кротки как голуби и мудры как змеи» (Мф 10:16), — сказал Спаситель однажды.
И западно-европейская традиция в лице Фомы Кемпийского и восточно-российская в лице Тихона Задонского говорят нам о безусловном «подражании Христу». Как же нам, людям XXI века, сочетать в себе детскую чистоту сердца и житейскую мудрость с рассудительностью? Богослужебный строй Православной Церкви через Страстную седмицу, в которую мы вступим сегодня вечером, дает нам такой урок чистоты и мудрости! Чтобы достичь этого, нам необходимо торжествовать со Христом при Его входе в Иерусалим, сораспяться с Ним на Голгофе и получить залог Воскресения на Пасху.
Сегодня для нас наступает момент истины — мы на Кресте или в Синедрионе?!
Если следовать за Христом с искренностью, а не корыстью, то важно понять, что успех такой миссии может разрастись до размеров империи или же сузиться до небольшой группы последователей. А для Небесного Царства эти моменты одиноково важны. Если мы станем преследовать при этом земные цели, то даже самое прекрасное для нас вскоре придет в забвение или вызовет нашу ненависть.
Вот так же быстро забылось небывалое чудо — воскрешение Лазаря. Из сегодняшнего Евангелия мы узнаем, что Лазарь уже обычным образом вечеряет с Господом Иисусом, как-будто весь народ забыл увиденное ранее чудо. А позже не кто-нибудь, но первосвященники задумают убить Лазаря, чтобы всю память об этом чуде стереть. И только такие люди, как Мария (сестра Лазаря), которая слушала Господа сердцем, предчувствовала, как после славы по воскрешении Лазаря Спасителя ждет унижение и смерть. Радость о воскресении брата не затмила ее предчувствия о страданиях Спасителя, в Котором есть источник самой жизни.
А вожди иудейские, наоборот, не чувствуя величия сотворенного чуда, хотели убить Господа Иисуса лишь потому, что Он делал неустойчивыми их покой, их доходы и их власть.
Иуда же возмутился поступком Марии, отершей ноги Спасителя, но сделал это не ради нищих, как и говорит евангелист, и даже не ради денег, как мы поймем позже в день его самоубийства, а потому что для Иуды все это было мелочным, не нужным. Он хотел видеть Христа революционером и вождем, и может быть, на грядущую революцию и копил деньги, а также авторитет зарабатывал подачками нуждающимся. Но духовной стороны действий и слов Христа он не захотел понять.
Можно сказать, что торжественный вход Господень в Иерусалим стал последним проявлением людского отношения ко Христу как особой Личности, пророку, чудотворцу и даже царю. Иудеям нужны были потрясения, чудеса, революция против оккупантов. А духовного смысла они не узрели в этом — ведь не случайно Христос въехал в город не на роскошном коне, а на маленьком скромном ослике. Он словно вернул нас мысленно в Вифлеем, в вертеп, где на ясли с Богомладенцем также взирал среди прочих животных и маленький ослик. Вся земная жизнь Спасителя промелькнула во время входа во святой город. Теперь предстояли нескончаемые в тоске ожидания шесть дней страстей Господних, увенчанных подобно шести дням творения седьмым днем вечной радости!
Сегодняшний праздник имел разные формы своего выражения в истории, согласно акценту на внешнюю или внутреннюю ее составляющую. В российском обществе XVII века излюбленным моментом праздника Входа Господня в Иерусалим было так называемое «шествие на осляти», когда восседаемый на коне Патриарх объезжал Московский Кремль, и под уздцы коня вел Царь в знак предпочтения светскому духовного. Давно уже этот обычай исчез. Но вот в наши дни одна из талантливых девочек пишет в иконописной манере изображение ослика, который одиноко стоит привязанным к дереву, и она называет свое творение «в ожидании входа в Иерусалим». Символика такого изображения погружает нас в переживание тайны, перед которой вся природа в ожидании безмолвствует.
Пусть не попустит нам Господь оказаться на стороне иудейской знати, которая две тысячи лет назад заложила бомбу под свое общество, дискредитируя чудо воскресения Лазаря. Они не смогли войти в торжество Пасхи Господней, ибо только «верный в малом будет верен и в великом» (Лк 16:10). Лучше для нас вслед за наивным и чистым переживанием ребенка, запечатлевшего маленького ослика в ожидании Христа, начать сопереживать тайну страстей Господних.
«Благословен грядущий во имя Господне» (Ин 12:12) — то есть воспринявший своим сердцем весь духовный смысл того, что делает Бог на этой земле. Именно для такого человека и должно наступить «спасение в вышних». Аминь.
Проповедь преподавателя СПбПДА, первого заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии священника Илии Макарова на Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим 8 апреля 2012 года.