– Тема Рождественских чтений этого года – «Традиционные ценности и современный мир». Чем вызван выбор такой темы и какие цели ставили организаторы Чтений?
– В подборе темы мы согласовывались с Международными образовательными чтениями в Москве, которые пройдут в конце января. Эта тема была уже заранее заявлена. Мы не отходили от общей стратегии и эту тему с небольшими изменениями сформулировали и в Петербурге. Традиционные ценности и современный мир – это тот момент, с одной стороны, противостояния, с другой – диалога, который сегодня выходит на повестку дня. И богословы, и философы, и ученые, и люди, которые занимаются образованием и культурой, говорят, что должно появиться что-то новое или мы должны по-новому начать взаимодействовать, общаться, потому что мы приходим в тупик.
Все говорят, что нужно возвращаться к истокам, следовать своему культурному коду, обращать внимание на традиционные устои. На практике получается совершенно иное: современное общество, не только молодое поколение, но и более старшее, не придерживается этих традиционных ценностей. В голове полный ералаш. Наши современные реалии с традиционными ценностями не соотносятся. В Петербурге мы видим лишь этикетку – храмы, дворцы, старые улицы, заглянем внутрь, но завернем в подворотню, зайдем в квартиру, поговорим с современным обывателем – человеком лет сорока, там традиционного мы не найдем ничего.
Я не думаю, что здесь влияние лишь телевидения, интернета, этот разрыв давно намечался. Задача Чтений этого года обозначить этот разрыв более четко и конкретно, заострить эту проблему, показать, что дальше уже некуда идти, если мы будем игнорировать эту проблему. Нам надо попытаться выстроить этот диалог, найти возможность соединить современность и традиционную культуру.
– На какую аудиторию ориентированы Чтения, кто в них принимал участие?
– В этом году мы в большей степени ориентировались на молодежь, студенчество. Традиционно в наших Чтениях принимают участие педагогическое сообщество, богословы, культурологи. В этом году мы привлекли много студентов как светских учебных заведений, так и студентов духовной академии. Почему? Хоть это и Вторые Рождественские межрегиональные чтения в Санкт-Петербурге (до этого у нас были локальные чтения – Покровские, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские), мы собрали опыт всех предыдущих чтений, устроили единую большую конференцию, причем межрегиональную. В наших предыдущих Чтениях принимали участие представители комитетов образования областей и отделов религиозного образования епархий, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. В этом году мы это расширили, укрепили, нашли новые формы сотрудничества.
Мы взяли ориентацию на молодежь, потому что пришли к выводу: нам необходимо осуществлять образование и воспитание молодого поколения через культурные ценности. Мы так и провозгласили подтему наших Чтений – «Образование через культуру». Обидно, что молодежь ходит по этим улицам, посещает театры, концертные залы, дворцы, приглашает друзей из других городов, они вместе гуляют по городу, а потом вдруг сворачивают в ночной клуб и на этом их знакомство с Петербургом заканчивается.
Нам бы хотелось, чтобы люди, приезжающие в Питер, почувствовали дух, культуру, чтобы они поняли, что оказались в необычном месте. Необходимо, чтобы молодые петербужцы стали носителями этой культуры. К сожалению, сегодня это не так. Я не говорю, что молодежь плохая, но ее не ориентируют. Наше сегодняшнее общество настолько многопланово, что мы теряемся в поле информации. Нам бы хотелось, чтобы молодежь нашла свою идентичность, поэтому Чтения ориентированы на молодое поколение.
– Молодежь принимала участие в организации и проведении Чтений?
– Безусловно. Молодое поколение петербужцев в этих Чтениях принимало участие в качестве организаторов. Например, круглый стол, который прошел в формате ток-шоу под названием «О-РИОН»(Общество – Религия, Искусство, Образование, Наука). Ребята из молодежной группы «Преображение» при епархиальных курсах Отдела образования сами, без чьего-либо руководства сверху, организовали этот стол. Кроме того, они принимали участие и в подготовке этих Чтений как со стороны научной, так и со стороны технической. Также молодежь принимала участие в подготовке докладов и выступала на заседаниях и на секциях. Безусловно, культурные мероприятия проходили на Чтениях при участии и поддержке со стороны студенчества.
– Отец Илия, как бы Вы охарактеризовали состояние современного образования? И какие основные проблемы и доводы в пользу его улучшения прозвучали на Чтениях?
– Мне очень понравилась фраза владыки Амвросия на пленарном заседании. Он вспомнил слова одного из директоров петербургской школы на августовском городском педсовете, который сказал, что петербургское школьное образование – самое лучшее в стране. Владыка заметил, если это так, то почему в нашем городе такой высокий уровень коррупции и преступности? Почему люди, которые после школы идут в институты, потом в различные структуры, в том числе и в чиновничество, управление, бизнес, так быстро забывают это хорошее образование? Очень правильно поставлен вопрос, но на него светское образовательное сообщество ответить не сможет. Мы хвалимся результатами — ЕГЭ, олимпиад, но наш интеллект не воспитан, молодое поколение им пользуется не в направлении общего блага и мирного сосуществования, а в направлении личной наживы. Обозначив эту проблему, владыка Амвросий задал тон всем Чтениям. На пленарном заседании был доклад о современной молодежи сотрудника епархиального совета по культуре Василия Яковлева. Будучи молодым человеком, он сам понимает проблемы молодежи в Петербурге, он сам их обозначил и даже наметил пути решения этих проблем. Что бы мы ни говорили, мы упираемся в общие понятия, может быть, они скучные, тривиальные, но к сожалению, они так и остаются понятиями, не работающими на практике. Без духовно-нравственного воспитания образование не принесет пользы ни человеку, ни обществу.
Сейчас Церковь предлагает начать эту работу, например, через преподавание Основ религиозной культуры и светской этики. И именно в Петербурге мы встречаем колоссальные проблемы. Поэтому большой вопрос, насколько качественно сегодня образование в Петербурге, если оно имеет высокие показатели, но плачевные последствия.
Рассуждая о преемниках, о школах, мы говорим, как важно, чтобы великий деятель подготовил себе учеников. Так делал Сам Христос, оставив после Себя апостолов, которые продолжили Его дело. Так делали великие иерархи, оставляя после себя последователей и целые школы. Если этого не происходит, если человек сам по себе значим, но ему все равно, что будет происходить после него, все разваливается. Остается добрая память, но она не имеет никаких практических результатов.
Наша задача – сформировать школу, стратегию духовно-нравственного развития так, чтобы она работала на десятилетия. Понятно, что это случится не на следующий год, возможно, это произойдет лет через пятнадцать. Но важно, чтобы это случилось, и на шестнадцатый год это дело не развалилось.
В Петербурге сегодня эта проблема насущная. То, что произошло с выбором Основ религиозной культуры в школах Петербурга, неслучайно. Причем это был не свободный выбор родителей, а административное влияние. Мы об этом много говорили. Именно эту проблему нам хотелось обсудить на Чтениях более детально здесь, в Петербурге – культурной столице России. Но, к сожалению, мы давно уже не являемся культурной столицей. А уж тем более стать духовной столицей, как хочет губернатор Петербурга Г.С. Полтавченко, нам предстоит в далеком будущем. Сейчас мы можем начать двигаться в этом направлении.
Нам бы хотелось, чтобы светское педагогическое сообщество откликнулось на призыв Санкт-Петербургской епархии. Только совместные действия светского и церковного педагогического сообщества могут привести к положительным результатам по образованию и воспитанию молодого поколения. Эта проблема – одна из главных, которая была поставлена на Чтениях. Если хотите, это определенный звонок или даже колокол, в который мы звонили на протяжении трех дней, чтобы привлечь петербургскую общественность к этой проблеме.
– Какие качества, на Ваш взгляд, должно прививать и развивать образование в современном человеке?
– Как ни странно это прозвучит из уст священника, это качество лидера. Духовного лидера, который является таковым не по определению, а потому, что он, как капитан, последним оставляет свой корабль. У него есть ответственность за свое дело, подчиненных, товарищей. Если эти качества мы будем воспитывать в молодом поколении, мы можем быть уверены, что когда они вырастут, станут ответственными гражданами нашей страны. К сожалению, на сегодняшний день мы или ругаем правительство или правительство в свою очередь ругает общество. Эта проблема будет бесконечной, пока мы не начнем воспитывать в детях и молодежи чувство ответственности.
Это одна из главнейших задач современного образования. Есть определенные школы, концепции по образованию и воспитанию лидера, ответственного за свои дела.
Мы говорим, что христианин – это тот человек, который чувствует ответственность за весь мир, поэтому христианские монахи совершают молитву за весь мир. Подлинному христианину не все равно, что происходит вокруг. Христианин, который чувствует призыв Христа в своем сердце, идет в гущу событий, чтобы помочь. Именно для этого он получает в детстве образование, занимается самообразованием, жаждет знаний, чтобы в нужный момент знать, как правильно поступить. Это с христианской точки зрения. Я думаю, светскую молодежь тоже можно в этом убедить.
Необходимо говорить молодежи, какие проблемы нас ждут впереди, если каждый закроется в своей раковине и будет заниматься своим личным делом. Сегодня мы имеем индустрию развлечений, зависание в интернете, ночные клубы потому, что до этого общество было сплоченным и могло все это произвести. Если мы будем всем этим пользоваться, не задумываясь, что мы оставим после себя, то после нас ничего не останется. Об этом должно говорить современное образование. Пресловутый коллективизм, который был неправильно интерпретирован в советское время, был присущ первому христианскому поколению. Это и есть возврат к подлинным ценностям, к первоосновам христианским. Об этом можно и нужно говорить светским людям.
– Идея лидерства сегодня часто звучит в высших учебных заведениях. Надо отметить, что истинное понимание этого термина не доводится до молодых сердец, готовят скорее акул для победы в конкурирующей среде.
– Совершенно верно. Христианство говорит, что подлинный победитель не тот, кто всем головы поотрубал, а кто может выдержать паузы, посмотреть на происходящее со стороны, который может почувствовать себя слабым. В этой слабости проявляется сила Божия и мудрость человеческая, потому что когда ты все время идешь на абордаж, ты можешь чего-то не заметить. Нужно периодически останавливаться, заглядывать вглубь себя, смотреть на ситуацию со стороны, а это для современного человека кажется слабостью. Но в этом и проявляется мудрость. О такой мудрости, которая не выпячивает своего, которая не ищет быстрых достижений, не говорят сегодня в школах. Чем быстрее ты получаешь результат, тем он недолговечней. Долговечный результат получается путем долгих трудов. А у нас молодое поколение нацелено на быстрый результат. Кто сегодня долго сидит за учебниками, конспектами, кто из молодых людей думает, я должен потратить все свои силы, чтобы написать научный труд? Очень мало таких людей. Задача современного образования — воспитывать ответственную личность.
– Вы уже отметили доклад владыки Амвросия, который задал тон всем Чтениям. Какие еще мысли докладчиков, прозвучавшие на этих Чтениях, Вы могли бы выделить?
– Глава муниципального образования Владимирский округ Санкт-Петербурга Иван Иннокентьевич Плюснин, выступавший также на пленарном заседании, в своем докладе затронул тему сотрудничества Церкви и государства в вопросах духово-нравственного образования, воспитания. Он обозначил два пути, которые он успешно осуществляет в своем округе: 1) Телевидение, создание фильмов, которые несли бы в себе положительные нравственные ценности. Иван Владимирович начал с документальных фильмов, привлек хорошую съемочную группу, авторов — на территории Владимирского округа находится университет кино и телевидения. Поставить бы правильный ориентир и идти в этом направлении, подключать молодых не на пропаганду низменных человеческих чувств, которые быстро приносят деньги, а взять более глобальное направление, ориентированное на будущее. Скоро выйдет в эфир фильм, который рассказывает, кто такие православные люди в современном обществе. 2) Ориентация на семейную педагогику. Семья – это, наверное, единственная ценность в современном обществе, благодаря которой в едином диалоге могут соединиться верующий и атеист. Спросите любого атеиста, какая у него главная ценность. Он скажет, семья. И мы тоже говорим о семье как об одной из главных ценностей. Именно в семье воспитывается человек, христианин. Семья, открывая себя всему миру, предлагает свои уроки добра. Христианская семья открыта для всех нуждающихся, готова делиться своей добротой, любовью с другими людьми. Дети, воспитанные в хороших христианских семьях, никогда не будут эгоистами, будь там один ребенок или двенадцать.
Если говорить о других докладах, то меня очень порадовали доклады представителей Академии постдипломного педагогического образования и магистрантов духовной академии. Последние говорили о своих программах преподавания Основ православной культуры в школе, о своем личном опыте. Это замечательный факт, когда в обычных школах преподают не маститые учителя, которых нужно обучать основам православной культуры, а преподают сами носители православной культуры. Это самый лучший опыт общения с детьми, они сами еще не так далеко ушли от школьного возраста, более творчески подходят к этому вопросу. Им уже есть чем поделиться с большими педагогическими профессионалами из Академии постдипломного педагогического образования.
– Рождественские чтения как бы подытоживают мероприятия, которые проводит в течение года Отдел религиозного образования. Можно ли сказать, что эти Чтения являются самым главным мероприятием, проводимым Отделом?
— Это так и есть. Эти Чтения проводятся всего второй год. У нас много и чтений, и конференций, и мероприятий, но квитэссенцией являются Рождественские чтения. Они достаточно представительные, собирают и светскую, и церковную общественность, молодежь. Здесь можно сказать о самом главном, подвести итоги. В этот раз Вторые Рождественские межрегиональный образовательные чтения прошли в несколько этапов: открыли Чтения молитвой в день иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, когда владыка Амвросий служил литургию в храме духовной академии и начал отмечать труды педагогов наградами, а хор духовенства открыл декаду наших Рождественских чтений в Спасо-Преображенском соборе. Этим мы молитвенно открыли наши Чтения.
Следующий этап – встреча представителей Северо-Западного федерального округа, епархий регионов. Мы обсудили вопрос возможности создания единого информационного центра религиозного образования в Северо-Западе. Предложили сделать это в Петербурге. Дальше – пленарное заседание, секции. Закончим эту декаду Рождественских чтений студенческой конференцией, которая пройдет 25 декабря на базе наших епархиальных курсов и будет посвящена теме наставничества в Русской Православной Церкви. Эта конференция будет достойным завершением тех мероприятий, которые мы включаем в рамки Рождественских чтений. Самые лучшие доклады и выступления мы предлагаем для озвучивания на московских Рождественских чтениях в конце января.
– Что Вы могли бы пожелать студентам и преподавателям?
– Перед нашими Чтениями я был в Новгороде по приглашению Новгородского отдела образования. Один из тезисов, которые там обсуждались, касался доверия учеников учителю, студента – преподавателю. Какого учителя любят студенты? Традиционно того, кто не ругает, не ставит плохих оценок, но это лукавство, и сами студенты это понимают. Мы пришли к выводу, что любят и более искренне относятся к тому преподавателю, который позволяет ученикам с собой спорить. Если ученик может поспорить, не согласиться, а главное, если преподаватель готов ответить на эти вопросы, именно такого учителя студенты ценили и ценят. Я помню таких преподавателей в духовной академии, которые ценили и уважали наше мнение, а мы в свою очередь за это ценили их. Если бы такая атмосфера создавалась в светских вузах и духовных учебных заведениях, тогда в студенчестве раскрывалось бы творчество в полноте, тогда им не было бы так скучно писать сочинение или реферат. Тогда они бы на первых курсах ориентировались, что будут делать дальше. Все зависит от преподавателя, насколько он мастерски раскроет потенциал.
Я желаю современным преподавателям давать ученикам возможность спорить, ученикам – искать возможности раскрывать свой творческий потенциал. Мое главное пожелание по поводу Чтений: они могут быть более масштабными, продуктивными и интересными, если сотрудничество мирян, которые желают получить духовное образование на епархиальных катехизаторских курсах, и студентов духовной академии, которые готовят себя к пастырскому служению, будет продолжаться. Диалог ценностей и современного мира, верующего и неверующего общества, будет более эффективным. Миряне – это связующее звено между светским миром и миром церковным. К сожалению, священники не всегда грамотно ориентируются в том, что происходит в светском обществе. Мы достаточно погружены в свою церковную реальность. И когда мы через мирян, студентов, молодежь узнаем, о чем думает светское общество, то мы более грамотно и быстро реагируем на эти вопросы, создаем ситуацию для обсуждения, предлагаем варианты решения вопросов и не ограничиваемся лишь духовнической практикой. Сегодня священники должны выходить в мир, вещать на большую аудиторию и уметь делать это правильно.
Интервью священника Илии Макарова, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии, первого заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, исполнительного директора Епархиальных катехизаторских курсов корреспонденту сайта о прошедших 13-15 декабря 2012 года II Рождественских межрегиональных образовательных чтениях.
Беседовал Станислав Шардаков