Священник Илия Васильев. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Священник Илия Васильев. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Проповедь студента 4 курса семинарии священника Илии Васильева, произнесенная на всенощном бдении в канун Недели 2-й Великого поста, свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Еще не успели угаснуть в нашей памяти умилительные богослужения первых дней Великого поста, как уже на горизонте нашего великопостного пути мы все яснее начинаем видеть царское Знамя нашего Спасителя – Животворящий Крест Господень. Так замечательно охарактеризовал наступление Крестопоклонной недели, а значит, и середины поста о.Александр Шмеман. Так скоротечно время. Казалось бы, не успев начаться, наш великопостный путь уже приближается к середине. Так же быстро проходит и человеческая жизнь. С началом Великого поста мы ставим себе определенные задачи и цели. Пост проходит, а мы остаемся на месте. Точнее, нам кажется, что мы остаемся на месте. Духовная жизнь человека не знает периодов застоя. Если в душе не происходит духовного возрастания, то неизбежно происходит обратный процесс, которым и объясняется наше состояние, противоречащее здравому смыслу – когда мы до последнего откладываем дело спасения собственных душ.

Получается, что кроме воздержания от скоромной пищи, время Великого поста ничем не отличаются от нашей повседневной жизни. На самом же деле дни святой Четыредесятницы должны стать временем особой концентрации всех наших сил. Как увеличительное стекло, позволяющее сконцентрировать солнечную энергию для разжигания огня.

Мы не можем достичь успеха в намеченном потому что, чаще всего, опираемся на сугубо рациональные размышления о нашей внутренней жизни. Именно таким, рациональным был подход ученого монаха Варлаама, жившего в XIV веке, высокообразованного человека, прекрасного оратора, автора множества научных трактатов, но не устоявшего в истине и впавшего в ересь. Его ошибка заключалась в том, что он пытался построить свое учение о Боге, о Его действии в мире, о возможности Богопознания на логике и обычном человеческом рассудке.

Ему противостоял святитель Григорий Палама, память которого совершается во вторую неделю Великого поста. Святитель Григорий учил, что недоступный в Своей Сущности Бог являет Себя в Божественных энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, видения которого, подобно апостолам во время Преображения, человек удостаивается на высших ступенях молитвенного делания.

Труды святителя Григория были направлены прежде всего на защиту исихастской (от греч. исихиа – покой, безмолвие) традиции Иисусовой молитвы, развившейся в утонченную, искусную аскетическую практику. Эта традиция также именуется «паламизм» — в честь ее защитника и систематизатора.

Святитель Григорий Палама стал покровителем христианских подвижников – молчальников, или как их называли, безмолвников, старавшихся сохранять молитвенную тишину сердца. Иисусова молитва является одной из самых простых и доступных молитв. Она действительно способна приобщить человека к Божественной благодати. Но занятие этой духовной практикой должно проходить под руководством опытного духовного наставника. Иначе велика опасность сбиться с правильного пути.

И совсем не удивительно, что вторая неделя Великого Поста посвящена памяти именно святителя Григория Паламы. Дни святой Четыредесятницы — это именно то время, когда нам необходимо вспомнить о безмолвии.

Жизнь современного человека проходит в бесконечном шуме и суете как во внешнем, так и во внутреннем мире. Мы настолько отвыкли от тишины, что, оказавшись в ней хоть на мгновение, чувствуем себя непривычно. По свидетельству врачей, шум и суета разрушают физическое здоровье человека. Но, что особо опасно – они разрушают и здоровье духовное. Суета эта продолжается порой до последней минуты жизни. И только когда Промыслом Божиим нас посещают какие-то обстоятельства, как, например, болезнь, и мы оказываемся вырванными из повседневной гонки – только тогда можем остановиться и задуматься – а для чего мы живем?

Мы начинаем обращаться к Богу — молиться. Но как? Молитва наша бывает рассеянной, невнимательной. Мы просим у Бога здоровья, благополучия, мирских благ. Прп. Исаак Сирин в своих размышлениях о молитве рисует замечательный образ. Что бы сделал царь, если некий слуга, добивавшийся его аудиенции и добившийся наконец, стал просить у царя гноя или грязи? Такой просьбой слуга бесчестит не только себя, но и оскорбляет царя. Вот так ярко преподобный Исаак Сирин характеризует нашу молитву.

Что же следует просить христианину у Бога в первую очередь? Ответом на этот вопрос являются слова замечательных молитв, бесценного наследия, оставленного нам святыми отцами: молитва Иисусова, молитва прп.Ефрема Сирина, в которой мы просим Бога о даровании нам духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Просим научить нас видеть свои согрешения и никого не осуждать.

Подводя итог нашим рассуждениям, мы должны уяснить — для успешной реализации христианской жизни необходимы две составляющие – труд и молитва.

Труд, понуждение себя к исполнению заповедей помогают увидеть нашу немощь, поврежденность. Увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле – безобразными, потерявшими образ Божий. Именно таким путем достигается смирение.

И молитва. Святитель Григорий говорил, что для уразумения Христианства нужна благодатная помощь от Бога, получаемая через общение с Ним, т.е. через молитву.

И вот тогда, когда наш труд будет опираться на прочный фундамент молитвы, помня, что Божественная благодать приходит в тихое и смиренное сердце, прося в молитве у Господа укрепить нашу веру и волю, мы сможем много достичь в духовной жизни. Аминь.


Опубликовано 10.03.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter