Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Братья и сёстры, сегодня мы совершаем память всех святых от века Богу угодивших. В гимнографических текстах нынешнего праздника Святая Церковь торжественно свидетельствует, что не осталось тщетным ниспослание Святого Духа на апостолов, не осталось бесплодным их жертвенное апостольское служение, не остались безрезультатными их болезни, труды и смерть.
Церковь, благодатно рожденная Святым Духом в день Пятидесятницы, принесла первый плод спасительного сеяния — богоносных мучеников, которые своей кровью засвидетельствовали жизненность и истинность христианской веры. А вместе с мучениками Церковь воспевает ныне и прочих благочестивых людей, которые в различном чине и звании угодили Богу. Это и ветхозаветные праотцы, и пророки, и ближайшие ученики Господа — апостолы, а также святители, преподобные, праведные и Христа ради юродивые. Жизненный путь каждого из этих людей по-своему уникален и не повторим, но важно отметить, что все они не только верили в Бога, но и своей жизнью свидетельствовали о Нём перед людьми.
Сегодня, в Евангельском чтении, мы слышали слова Христа, обращённые к каждому из нас: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32-33). Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет этот текст: «Господь побуждает к исповедничеству, ибо не довольствуется только верой в душе, но хочет веры, исповедуемой и устами». Быть христианином, значит быть исповедником. Это значит, что мы должны не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его перед людьми. Иногда бывает так, что, выходя за пределы церковной ограды, мы стараемся слиться с толпой и быть «как все». Стесняемся показать, что мы христиане. Проходя мимо поклонного креста, мы не осеняем себя крестным знамением. По разным причинам нам неудобно разговаривать о Боге в общественных местах. Постепенно
складывается такое впечатление, что вера это что-то личное и то, что не должно быть видно окружающим. Неужели мы являемся верующими только наедине с собой и в храме, но боимся обнаружить свою религиозность перед посторонними, словно стыдимся своей веры?
Для святых угодников Божиих, напротив, всё было не так. Для них вера во Христа являлась самым ценным, что возможно обрести в жизни. И совершенно естественно то, что братская любовь побуждала их привлекать ко Христу тех, кто ещё далек от веры. Господь не говорит: «Кто исповедует Меня в своем сердце»; Он говорит: «кто исповедает Меня пред людьми» (Мф 10:32). Потому что, кто перед людьми Его не исповедует, тому не будет пользы от того, что он верует во Христа в сердце, поскольку, отрицая устами, нельзя иметь веру в сердце. Как сказал один праведный муж: «корень исповедания есть сердечная вера, а само исповедание – плод веры».
Исповедание Господа не должно ограничиваться только словами, но оно должно быть и на деле, посредством благочестивой и святой жизни, совершая дела милосердия и оказывая помощь ближним по примеру святых. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16) — говорит Господь. Реализуя в своей жизни евангельские истины, мы свидетельствуем о Христе в этом мире. И, напротив, если мы этим пренебрегаем, мы не только отдаляем себя от Бога, но и подаём соблазн ближнему.
Будем, братья и сёстры шествовать спасительной стезею наших старших братьев и сестёр, которые ныне в Царстве Небесном. Все они были такими же людьми, как и мы с вами, со своими изъянами и добродетелями. Но услышав однажды в душе призыв Господа, они откликнулись и последовали за ним, с радостью перенося все тяготы и скорби, встречающиеся на жизненном пути, свидетельствуя миру о Свете. Апостол Павел говорит: «и всё что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол 3:17). Вспоминая ныне всех святых, постараемся подражать им, исповедуя Христа словом и делом. Тогда в последний день со всеми святыми мы услышим блаженный глас: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Аминь.
Проповедь священника Иоанна Никитина, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю всех святых, 11 июня 2017 года.