Дорогие братья и сестры!
Всё в жизни Святой Церкви имеет свой таинственный смысл. Ничто не совершается просто так. Даже события исторически, казалось бы, случайно связанные с тем или иным днём, оказываются глубоко вписанными в хронологию священных символов Церкви, назначенных к тому, чтобы мы сообразовали свою жизнь с их примером. Сегодня мы вспоминаем память святителя Григория Фессалоникийского, именуемого Паламой, и мы невольно задумываемся о том, почему память и пример именно этого святого наши далёкие духовные предшественники положили совершать в этот день. Сопереживая изгнание нашего прародителя Адама из рая и осознав своё духовное падение и богооставленность, каждый из нас, вновь и вновь началом поприща Великого поста, как бы озираясь кругом, видит среди окружающей тьмы страстей собственной души путь, ведущий к Богу — путь, чистым и ясным лучом света проступающий сквозь эту тьму. Но чтобы встать на этот путь, чтобы сохранить себя на этом пути, мы должны положить в его основание незыблемый камень веры. Высочайшие и таинственные тайны Божественной жизни, открытые нам Христом Спасителем, направляют нас по этому пути. Воспринятые верою, невидимым и таинственным образом они оформляют наш ум, увлекают сердце, раскрывают в глубине нашего существа прекрасные возможности человека, призванного к богоподобию и способного к его осуществлению. День торжества Православия, который мы отмечали неделю назад, явил нам и в нас запёчатлённой неповреждённую веру Христову, пролагающую путь к Богу. Но одной веры недостаточно, чтобы достигнуть конца этого пути. И именно поэтому Святая Церковь предлагает нам сегодня воспоминание о святителе, учение которого ещё глубже, ещё полнее раскрывает нам смысл Великого поста. Свт. Григорий Палама, опровергая ложное учение монаха Варлаама, учил о том, что путь, начатый верою, продолжается и завершается (для каждого человека, идущего к Богу) уже не верою, но истинным знанием – продолжается и завершается реальным и даже зримым общением с Богом, реальным единением с Ним. Вступив на путь христианской жизни, к своей вере человек должен приложить труд, человек должен все силы, все способности своей человеческой природы задействовать в работе над собой, все силы своей природы включить в область своего внутреннего труда, сделать активными участниками своей аскезы. И душа, и тело человека должны стать участниками его пути к Богу. Но эта добродетельная жизнь человека, все наши труды — ещё не есть само богообщение. Как учит свт. Григорий Палама, наши труды, наш ответ Богу, наше уподобление Христу есть только приготовление к жизни в Боге, есть только путь к обожению. Общение с Богом – реальное и таинственное – хотя и совершается во временных и пространственных пределах нашего земного мира (в пределах наших чувств и мыслей), однако по своей сути есть нечто, совершенно превышающее этот мир – превышающее наши сердце и ум. И эта реальность необъяснима никакими человеческими словами. «Знаю человека во Христе, который… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12:2,4), — так говорит об этом св. ап. Павел. Но будучи необъяснимым, богообщение остаётся в высшей степени реальным фактом человеческой жизни святых, которые свидетельствуют нам об этом. Знание Бога, богообщение, боговидение, обожение — такими словами святые отцы выражают таинственную реальность этого единения человека с Богом. Свт. Григорий Палама особенно настаивает на том, что в этом таинственнейшем богообщении весь человек – и его душа, и тело, всё, что прилагало свой труд к делу спасения – становится способным видеть Самого Бога, чувствовать Его, знать Его, реально пребывать с Ним. Так, Святая Церковь, вспоминая память свт. Григория Паламы, как бы в одном кратком мгновении показывает нам весь путь человека к Богу, простирает наши мысли и наши сердца от веры к знанию, от образов к единению, от начала этого пути к его концу, хотя ему и «несть конца». Как же нам идти по этому пути? Наше знамя – Христос, и только через уподобление Ему, имея в своём сердце Крест Христов, подражая своему Спасителю и взяв свой собственный крест, каждый из нас оказывается способен, встав на этот великий духовный путь силою веры, шествовать по нему к Богу. Великая сила Креста Христова есть неизгладимый образ нашей христианской жизни, и наша Святая Церковь, утвердив ныне в наших сердцах мысль о великом пути к Богу, в следующую неделю, в следующее воскресенье Великого поста предложит нам поклониться Кресту Христову, чтобы ещё крепче утвердить в нас его образ, чтобы мы неложно и безбоязненно воспоследовали своему Спасителю. Свт. Григорий Палама живое общение с Богом изображает, прежде всего, как цель нашего пути. Но обожение уже совершается в нас, оно есть в какой-то степени и реалия нашей христианской жизни, — именно об этом говорит нам прп. Иоанн Лествичник, память которого будет воспоминаться в четвёртую неделю Великого поста. Бог постепенно открывает нам свою Божественную жизнь, открывает её в нас самих, так что каждая ступенька нашей христианской жизни становится внутренним откровением Божественного бытия в нашей душе, в нашем сердце, в нашем разуме, в нашей воле, в нашем теле. Послушание, ревность, милосердие, мир, смирение, любовь — эти Божественные черты, одна за другой способны «воплотиться» в нас, освятить наш внутренний, а в конечном счёте и внешний, мир, способны стать нашим достоянием. Церковь призывает нас очистить и настроить свои ум и сердце, уподобиться Христу, взять свой крест, и, прилагая к духовному труду новый труд, из меры в меру шествуя по таинственным ступеням духовной лествицы, достигнуть своего Спасителя и стать «богами по благодати». И, наконец, Церковь показывает нам, что совершить этот путь возможно для всякого человека! Примером прп. Марии Египетской, который воспоминается в пятую неделю Великого поста, мы научаемся тому, что нет ничего невозможного: что и из состояния самого глубокого падения человек способен — с помощью Божией, но и своей собственной силою — достигнуть высочайшей святости и истинного подобия Христу. Для нас важно лишь неуклонное движение к Богу, и тогда мы сможем пройти всю долгую лествицу духовных мер, откуда бы мы ни начали наш путь. И тогда, если мы совершим этот труд, если каждый из нас, неуклонно стремясь к Богу (подобно прп. Марии), поднимется хотя бы ещё на одну ступеньку своей духовной лествицы (изображённой прп. Иоанном), держа в руках знамя своего спасения — Крест Христов и стремясь к полноте реального, живого и совершенного общения с Богом (о котором так прекрасно учит нас свт. Григорий Палама, память которого мы вспоминаем сегодня) тогда мы сможем со словами «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» нелицемерно встретить своего Господа как Царя и Бога. И тогда, в свою очередь, мы окажемся способны уже по-новому прикоснуться к Кресту Христову, окажемся способны хотя бы в малой и несовершенной мере, но всё же чуть глубже прочувствовать то, что пережил Спаситель, понять смысл Его страшной и великой Жертвы. Тогда и Воскресение Христово явит новые плоды в наших сердцах. Дорогие братья и сестры! Церковь Христова образами и символами сменяющих друг друга недель этого единого поприща Великого поста написует на скрижалях наших сердец одну за другой эти священные истины, предлагает их нам для того, чтобы мы их осмыслили, прочувствовали, пропустили через своё сердце. И не только прочувствовали и осмыслили, но и осуществили в своей жизни!В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодо-
лена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший чело-
века от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!
Разделяя со всеми вами радость настоящего тор-
жества, дорогие выпускники, призываю Божие благословение на ваши последующие труды. Непростые времена требуют от вас непростых решений. Церковь — это Божественная обитель, где больные стараются выздороветь, и Всемогущий Врач утешает всех Своим присутствием. Какие бы общественные и личные болезни не охватили вас и паству, направьте свое доверие Богу. И Он даст вам надлежащую помощь.
Христос Воскресе! Я собираюсь в этом году поступать в СПбДА. Необходимо собрать все документы. Могли бы Вы указать, что должна содержать рекомендация приходского священника? И в какой форме она должна быть написана. Спаси Господи!
Воистину Воскресе! Рекомендательное письмо (или характеристика) на абитуриента, поступающего в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, оформляется на официальном бланке, заверяется подписью приходского священника (духовника) и печатью храма. Структура и содержание документа следующее:
- Заголовок (наименование) документа (рекомендательное письмо/характеристика).
- Информация об абитуриенте.
- Дата и место рождения.
- Где (храм, епархия) и когда принял таинство Крещения.
- ФИО, место работы и профессия родителей.
- Отметить наличие полного среднего образования, среднего профессионального или высшего образования. (название учебного заведения (светского и духовного), дата окончания). Указать данные о работе (организация, профессия, период) (если имеются).
- Указать подробные сведения о прохождении церковного послушания (храм, епархия, в качестве кого нёс послушание, какой период) до поступления в Духовную школу.
- Соблюдение церковных постов и регулярность причащения Святых Христовых Тайн.
- Каково осознанное понимание поступающего важности церковного служения?
- Мотивационное отношение и искренность намерения абитуриента в будущем нести послушание на благо Русской Православной Церкви?
- Описание характера абитуриента, его основные достоинства и качества.
- Каков интеллектуальный потенциал и способности абитуриента.
- Подходы абитуриента к учёбе (мотивация, логика, ответственность).
- Данные об индивидуальных достижениях.
- Заключение приходского священника (духовника) о выдаче абитуриенту рекомендательного письма для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Здравствуйте! Я гражданин Украины и понимаю, что поступаю по обычным правилам, как и гражданин РФ. 1. Хотелось уточнить отдельно про справку об отсутствии судимости. Нужна ли она? 2. Медицинский полис. У нас в Украине как такового не существует. Как этот полис оформляется и в какие сроки? И обязательно ли его сдавать при поступлении или можно предоставить при зачислении? 3. Сдача документов происходит до 7 июля. При сдаче документов в электронном виде, можно ли подтверждать их во время вступительных экзаменов, то есть после 7 июля? Или обязательно до 7-го? 4. Вопрос по проживанию. Вступительные экзамены проходят с 10 по 14 июля. Заселение в здание Академии происходит 9 июля? Спасибо большое.
Добрый день!
- Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте https://old.spbda.ru/wp-content/uploads/documents/abitur/docs_th.pdf).
- Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
- Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля. Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать. Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
- Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия).
- Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru. Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
- Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |