Священник Вячеслав Мельниченко. Политическая деятельность митрополита Евлогия (Георгиевского)

Священник Вячеслав Мельниченко. Политическая деятельность митрополита Евлогия (Георгиевского)

В начале XX века в Российской Империи сложилась уникальная ситуация, когда в первый законосовещательный орган России Государственную думу могли избираться представители Церкви. Одним из самых видных церковных деятелей в Государственной Думе был владыка Евлогий (Георгиевский).

11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г. были приняты «Положения о выборах в Государственную думу». Согласно этому документу, духовенству предоставлялось право участия в выборах в этот законодательный орган. Выборы проводились на основании определённого ценза. По сельской курии цензом выступало наличие церковной земли. По городской курии ценз предусматривал наличие имущества и необходимых доходов.[1] За ходом выборов вёлся тщательный контроль со стороны Синода. Во время выборов в III Государственную думу по епархиям были разосланы секретные послания, в которых рекомендовалось ограничить участие в выборах священнослужителей с «левыми» взглядами. В основных церковных печатных изданиях появлялись статьи с призывами к духовенству активно действовать в избирательной кампании вместе с «правым» политическим крылом. Во многих епархиях проходили съезды духовенства, которые ставили задачу повлиять на ход выборов. Для этого также активно привлекалась местные церковные периодические издания. Большая поддержка многим депутатам от духовенства во время выборов была оказана со стороны церковных братств и различных монархических организаций.[2] Планировалось создание в Государственной думе особой «духовной фракции». Однако, из-за различий в политических взглядах депутатов от духовенства этот замысел не был реализован. Это пошатнуло планы правящих элит, стремившихся иметь в этом представительном органе своих послушных депутатов в лице духовенства.

Выборы наглядно продемонстрировали социальное и политическое расслоение среди духовенства. Вот какие данные приводит В. А. Фёдоров: «В Первую Государственную думу было выбрано шесть священников и два епископа. Епископы примкнули к правым, священники — к левым депутатам и центру. Во Вторую думу избраны 11 священников и два епископа — Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский). 3 депутата-священника примкнули к фракции кадетов, 4 — к социал-революционерам, остальные 4 священника и оба епископа распределились между октябристами и правыми. В Третьей и Четвертой думах численность депутатов от духовенства увеличилась (45 — в Третьей, и 46 — в Четвертой). Партийный «расклад» депутатов от духовенства в Третьей думе был таков: 15 священников примкнули к правым, 13 — к умеренно правым, 2 — к националистам, 9 — к октябристам и 4 — к прогрессистам; епископ Платон примкнул к правым, а епископ Евлогий — к умеренно правым. В Четвертой думе только по два депутата принадлежали к прогрессистам, октябристам и центру, 19 священников примкнули к умеренно правым, остальные 19 священников и оба епископа — к правым».[3] Резкое усиление позиций «правых» среди депутатов от духовенства в Думе было обусловлено новым избирательным законом 3 июня 1907 г., по которому духовным лицам было запрещено присоединяться к левым фракциям в Государственной думе. Вместе с тем с 1907 года правительство постепенно увеличивало для духовенства количество депутатских мандатов. Благодаря этому оно надеялось создать внушительную поддержку правым. Однако реализовать на практике эти надежды так и не получилось.[4]

В годы Первой мировой войны большинство духовенства в Четвертой думе примкнуло к Прогрессивному блоку депутатов и оппозиционному правительству. В 1916 г. 46 депутатов от духовенства в Государственной думе подали Николаю II прошение, в котором говорилось о необходи- мости восстановления соборного управления Церковью. В прошении подчёркивалось требование, чтобы государство прекратило использовать православное духовенство как инструмент для внутренней политики. Этот документ был оставлен без ответа.[5]

Митрополит Евлогий по своим убеждениям был монархист, поэтому в Думе он относился к правым политическим силам. Помимо Евлогия в Государственную думу был избран также епископ Платон (Рождественский). Присутствие двух епископов в зале заседаний вызывало у многих депутатов иронические улыбки и даже насмешки. По воспоминаниям митрополита Евлогия, такое отношение было обычным делом в течение всего периода работы II Государственной думы.[6] Епископ Евлогий принимал участие в работе трёх комиссий: вероисповедной, народного просвещения и аграрной. Встречался с С. Н. Булгаковым по поводу его предложения о создании комиссии по делам Православной Церкви.

В период работы во II Думе на епископа Евлогия было совершено нападение на ниточной фабрике Макселя, куда он был приглашён для совершения молебна. Причиной нападения стала политическая деятельность Евлогия. Его монархическая позиция и лоббирование интересов правительства вызывали недовольство в среде рабочих, поэтому его прибытие в фабричный район Петербурга не осталось незамеченным. Собравшаяся толпа быстро стала бесконтрольной, и епископу Евлогию с несколькими сторонниками с трудом удалось предотвратить расправу и превратить бурное недовольство в конструктивный диалог.

Но самым ярким моментом деятельности епископа Евлогия во II Думе было выступление по поводу аграрного вопроса. Епископ Евлогий встал на защиту интересов простых жителей его епархии в Холмском крае, и 9 апреля 1907 года он выступил с докладом перед общим собранием депутатов. Суть его выступления сводилась к следующему: в Холмском крае крестьянская масса обездолена и бесправна; помещики — господа положения, беззастенчиво этим положением пользуются и очень эксплуатируют крестьян, особенно батраков.[7]

Такая позиция епископа Евлогия была неоднозначно воспринята в среде правых и до предела обострила его отношения с депутата- ми-поляками, которые постоянно пытались дискредитировать Евлогия в глазах избирателей и других депутатов.

Параллельно с этим епископ Евлогий пытался провести законопроект о выделении Холмщины в отдельную губернию, но из-за роспуска Думы сделать этого не удалось. На этом закончилась его депутатская деятельность в Государственной думе II созыва.

О своих впечатлениях по поводу участия в политической жизни митрополит Евлогий высказывался следующим образом: «Я чувствовал себя каким–то «обмирщенным», «секуляризованным», на каждом шагу борьба между пастырской совестью и партийной дисциплиной; атмосфера политических страстей как–то душила, угнетала дары благодати священства… И все же должен отметить, что присутствие в Думе духовенства на мирян влияло хорошо. Некоторые депутаты, особенно крестьяне, с нами считались, приходили поделиться впечатлениями, посоветоваться, приглашали на требы в свои семьи».[8]

Позиция епископа Евлогия по поводу земельного вопроса и его речь сделали его безальтернативным кандидатом в депутаты Государственной думы III созыва от Холмщины. Выборы состоялись летом 1907 года и епископ Евлогий снова был избран в Думу, хотя не прилагал к этому никаких усилий.

Дума по своему составу стала более правой. Депутаты от духовенства были поддержаны со стороны Синода. Им были выделены отдельные помещения для проживания, куда стекались простые священники для обсуждения важных вопросов. Епископ Евлогий занял пост председателя вероисповедной комиссии, однако пробыл её председателем недолго и ушёл со своего поста, который впоследствии занял Каменский.

В III Думе обсуждались важные законопроекты: о свободе перехода из православия в другое христианское исповедание; о свободе проповедования, причем дано было определение «проповеди» и «пропаганды»; об уравнении в гражданских правах инославных со старообрядцами; о предоставлении монашествующим права завещания; и некоторые другие законопроекты; о сохранении гражданских прав и после снятия священнического сана.

Два главных вопроса находились в центре деятельности Евлогия (Георгиевского) в Государственной думе: а) о выделении Холмщины в самостоятельную Холмскую губернию и б) защита Церкви и ее интересов. Евлогий старался наладить отношения между Думой и Церковью. Многие депутаты открыто показывали своё негативное отношение к Церкви, что вызывало ответную реакцию со стороны депутатов от духовенства.

Евлогий неоднократно выступал в защиту нужд Синода и защиту проектов по его финансированию. Евлогий продолжал работу над законопроектом о Холмской губернии. Эта работа продвигалась с большими усилиями. Приходилось преодолевать сопротивление поляков с одной стороны и недопонимание русской общественности с другой. Для популяризации этого проекта Евлогий заказал этнографическое исследование восточных районов Польши. Это исследование показало, что «ополячивание и окатоличевание» исконно русского населения в этих землях идёт со стремительной быстротой.[9] Работа над законопроектом в стенах Думы шла с большим трудом, поэтому Евлогий решил привлечь общественность на свою сторону. Он начал выступать с докладами на общественных собраниях и посещать высокопоставленных лиц. В результате этих усилий о Холмщине заговорили в прессе и этот вопрос стал волновать всё большее количество людей.

Одним из важных шагов владыки Евлогия было приглашение депутатской группы в Холмский край для ознакомления с положением дел на месте. На его приглашение откликнулись: Н. Н. Львов, граф Бобринский, Чихачев, Е. П. Ковалевский, Гижицкий и др.; их сопровождали два корреспондента: один от «Речи» (Кондурушкин), другой от «Нового Времени». «Поездка депутатов в Холмщину принесла двоякую пользу: холмское население приободрилось, почувствовало, что в Государственной думе о нем помнят, а я приобрел друзей законопроекта, к которым отныне мог апеллировать, когда поляки обвиняли меня в желании «четвертовать» Польшу», — вспоминал митрополит Евлогий.[10]

Тем не менее, борьба за законопроект затягивалась. Евлогию удалось привлечь на свою сторону Столыпина, но его убийство затянуло и без того длительную работу. Наконец, 26 апреля 1912 года законопроект удалось привести к окончательному голосованию и в результате он был принят с перевесом в 60 голосов.[11] После этой победы в Думе Евлогий (Георгиевский) был возведён в сан архиепископа. После этого предстояло провести законопроект через заседания Государственного совета, что также не без усилий удалось совершить. 23 июня 1912 года законопроект об образовании Холмской губернии был утверждён императором. Так с триумфом закончилась депутатская работа архиепископа Евлогия (Георгиевского).

Из-за разногласий с В. К. Саблером Синод отклонил кандидатуру архиепископа Евлогия для участия в выборах в IV Государственную думу. Это решение стало для архиепископа облегчением, и он смог сосредоточиться на епархиальной работе в новообразованной Холмской губернии. По его воспоминаниям Холмская губерния стала «модным» местом в среде петербургской интеллигенции,[12] поэтому должность первого губернатора считалась весьма почётной.

На посту губернатора был утверждён А. Н. Волжин, пользовавшийся большими связями в Петербурге. Владыка Евлогий считал его человеком недостойным такой ответственной роли, хотя в открытую на конфликт с ним не шёл.[13] Волжин всячески компрометировал себя в глазах простого населения губернии, видевшего в губернаторе наместника царя и ожидавшего от него решительных действий по обустройству и улучшению жизни. Новый губернатор видел в архиепископе Евлогии своего прямого конкурента и всячески старался подчеркнуть своё превосходство над ним. Евлогий на все эти выпады старался не отвечать. Он занимался благоустройством епархии и развитием просветительской деятельности.

На примере политической деятельности владыки Евлогия (Георгиевского) можно увидеть, как удачно пастырская ответственность за вверенную паству сочеталась с административными решениями депутата и епископа Евлогия (Георгиевского).


Примечание:

[1] Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700–1917). М.: Изд-во Русская панорама, 2003. С. 264.

[2] Там же. С. 265.

[3] Там же. С. 265.

[4] Там же. С. 266.

[5] Там же. С. 266.

[6] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский Рабочий; ВПМД, 1994. С. 138.

[7] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 151.

[8] Там же. С. 178

[9] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 189.

[10] Там же. С. 194.

[11] Фирсов С. Л. Владыка Евлогий (Георгиевский) как депутат Государственной Думы // Церковно-исторический вестник. 2005-2006. № 12-13. С. 94.

[12] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 201.

[13] Там же. С. 215.

Источники и литература

1. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский Рабочий; ВПМД, 1994. С. 138

2. Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700 — 1917). М.: Изд-во Русская панорама, 2003. С. 264.

3. Фирсов С. Л. Владыка Евлогий (Георгиевский) как депутат Государственной Думы // Церковно-исторический вестник. 2005-2006. № 12-13. С. 94.


Опубликовано 02.10.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter